Как всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения. То есть в даже самом маленьком рассказе всё работает на то, чтобы создать нужное ощущение. Чаще всего картины природы усиливают впечатление, буря в сердце героя – буря на улице. Или, наоборот, автор использует зарисовки природы для контраста – солнечный день, а на душе героя дождливо и тоскливо. Тут играют и погодные условия, и сам ландшафт.
А этой повести описанию природы отдано достаточно текста. Тем более, что сама героиня как бы часть природы. Олеся понимает её, чувствует… Она ведь не городская девушка, она не забыла о своих корнях – о родине, которая не в словах, а в самой почве, в растениях, в животных и птицах. Её ведь даже считают ведьмой! Но вот она и ведает всё о травах и приметах. Не боится леса, его обитателей.
С самого начала рассказа речь о погоде, которая определяет планы главного героя. На улице сильный ветер. Герой собирается охотиться на зайцев, ведь охота – единственное его развлечение в деревне. Слуга героя, понимая, что при таком ветре все зайцы забились в норы, а ещё следов будет на снегу не найти, отговаривает его. Тут показано, что простые люди лучше понимают природу.
Когда герой с Олесей идут по лесной дорожке, лес показывает себя красивым и даже романтичным. Дорога сама по себе простая, истоптанная лошадями, но в этих лужах отражается «пожар зари». Из-под мертвых листьев поднимают свои головы первые весенние цветы – колокольчики «сна», а это местные цветы. Тут зарождается любовь между героями, а природа тоже оживает. Это напомнило сцену с дубом, который возродился, тут тоже, благодаря любви герой просыпается к новой жизни.
Вена продолжается. Цветет сирень. Начало восьмой главы показано в весеннем дожде – «благодатном»: теплом с крупными каплями. После такого дождя быстро растет зелень свежая… Природа уже проснулась, всё растет и цветет. У героя настроение тоже хорошее, он полон сил.
Герои взаимодействуют с природой. Например, свидание начинается под цветущим боярышником. Идет диалог, воспоминания… Тут Олеся срывает веточку боярышника, украшает ей свои волосы.
Любовь подарила героям месяц счастья. Прекрасная теплая погода, аромат ландышей, ленивые дни, теплые вечера. Понятно, что это герои обращали внимание на красоту природу, могли полениться днём, полюбоваться звездами ночью.
В последней главе начинается гроза, которая и отражает ситуацию между героями. Кстати, грозу эту предсказала старуха… но говорила ли она только о природе? И вот снова приближается осень.
В этой повести прекрасная природа больше отражает настроение героев, а не противопоставлена ему.
Действие повести происходит в деревне Полесье в глухой глубинке Волынской губернии, а главными действующими лицами выступает молодой барин Иван Тимофеевич, который волей судьбы оказался в провинции вместе со своим слугой Ярмолой, а так же молодая девушка по имени Олеся – внучка местной колдуньи Мануйлихи, живущей неподалеку от деревни.
Однако к числу действующих лиц смело можно добавить и саму природу Полесья – подобно главным героям, она так же выражает своё отношение к происходящим по сюжету событиям, а окружающий героев пейзаж меняется вместе с ними, как бы отражая их чувства и переживания.
В начале произведения, перед нами предстаёт картина бушующей за окном дома молодого барина снежной бури. Ветер приникает внутрь дома, создавая множество странных воющих звуков и сквозняков, чем удивляет самого Ивана Тимофеевича и вгоняет его в тоску – ему кажется, что он до конца жизни так и просидит в этом тихом и одиноком доме, олицетворяющем и его одиночество.
Однако сюжет движется дальше, и барин, вместе со своим слугой, идут на охоту в лес. Тут перед нами предстаёт холодный и заснеженный пейзаж русской глубинки. В ледяном воздухе царит абсолютная тишина, автор описывает нам пейзаж заснеженного холодного леса, в котором нет ни единого звука, и даже не слышится ветер. Именно таким же в начале повести нам предстаёт и Иван Тимофеевич – холодным, бесчувственным и скучающим в одиночестве.
Но уже вскоре, с развитием сюжета и их любовных отношений с Олесей, которую он впервые повстречал на той охоте и с тех пор начал регулярно с ней видится, настаёт весна, которая меняет окружающий пейзаж Полесья. Всё вокруг оживает, тает, как бы раскрывая нам внутренний мир Ивана Тимофеевича, который вырывается из скуки и одиночества, влюбляясь в Олесю. Дальнейшее цветение и тепло отражают и их милые проведенные вместе вечера.
Когда же по сюжету случается трагическое событие, природа так же не остаётся в стороне, перед нами предстаёт пейзаж ужасающей бури и грозы, бушевавшей в Полесье в день, когда и исчезает Олеся вместе со своей бабушкой-колдуньей. В конце, когда герой понимает, что больше никогда не увидит Олесю, в пейзаже всё опять меняется, говоря о скором приближении осени, а вместе с ней – того же холода и одиночества, которое было в начале.
Одним из второстепенных персонажей произведения является Мокий Парменыч Кнуров, представляющий собой пожилого, состоятельного дельца с громадным состоянием.
Ключевыми персонажами произведения являются одиннадцатилетний мальчик, происходящий из бедной семьи, от лица которого ведется повествование в рассказе, и учительница Лидия Михайловна, преподающая в школе французский язык.
Считается, что все мы рождаемся там, где должны были родиться, и именно там сумеем найти свое место, где проживем счастливую жизнь. Однако у каждого человека есть сокровенное место, где он мечтал бы прожить целую жизнь
По жанровой направленности произведение представляет собой постмодернистскую прозу в сочетании с элементами экзистенциальной литературы.
Белогорская крепость оставила глубокий след в судьбе не только Петра Гринева, но и Емельяна Пугачева. Именно туда его отправил отец, чтобы он понюхал пороха и потянул лямку.