В данной главе автор рассматривает философский вопрос о предопределении и свободной воле. Однако для Лермонтова был более важна тема взаимоотношения человека и общества, насколько сильно влияние среды. В главе «Фаталист» он дает ответ на этот вопрос.
Действия персонажей порождены прежде всего скукой. Именно бесцельность существования, порождающая ее, и является главной темой «Героя нашего времени». Один из офицеров – Вулич, во время спора о мусульманских верованиях, решает проверить существует ли судьба, от которой человеку никак не уйти. Со свойственной боевым офицерам удалью (дело происходит на Кавказе, в ходе многолетней и вялотекущей войны с горцами), он предлагает рискнуть жизнью для того, чтобы проверить, насколько человек свободен и может сам влиять на течение своей жизни.
Смертельно опасный эксперимент заканчивается невероятным происшествием. При выстреле в голову происходит осечка, тогда как следующий, произведенный в сторону, поразил цель. Это должно было убедить всех, что Вуличу предназначено жить дальше, что предопределение существует.
Однако автор усиливает впечатление. Печорину кажется, что Вулич должен был в тот день умереть. Главный герой видел это в мелких и до конца необъяснимых деталях. Через несколько часов офицера, рисковавшего жизнью для разрешения сугубо теоретического спора, убивает пьяный казак. Происшествие это довольно необычно, что усиливается случаем с осечкой, произошедшим прямо перед этим. Получалось, что человек не может сам выбирать не только время своей смерти, но даже и способ.
Когда Печорин беседовал об этом с Максимом Максимовичем, то последний не пожелал вдаваться в этот вопрос, от которого явно веяло страхом и необходимостью многое переосмыслить в своей жизни. Простоватый офицер предпочел списать произошедшее в тот день на цепь случайностей. Печорин также не был склонен сразу автоматически принять мировоззрение, основанное на всевластии судьбы. Однако он явно чувствовал, что этот случай может многое объяснить в жизни.
Завершив произведение, посвященное влиянию обстоятельств на неординарного человека, которому нет место при существующем порядке вещей, этим эпизодом, автор соотношению поступков, продиктованных личным выборов и социальной средой. Общество оказывается сильнее отдельного человека, навязываемые им нормы и правила поведения в ряде случаев определяют жизнь не хуже предписанной свыше таинственной судьбы. Человек лишен свободы именно в этом смысле. Большую часть времени герой произведения исполняет свои обязанности по службе и вынужден подчиняться этикету, принятому в дворянском обществе. В предыдущих главах Печорин побеждал противников и добивался своего, но был бессилен против общего течения жизни. Однако и такой неординарный человек, как Печорин не мог проявить свои таланты и способности, вследствие чего им постоянно владела скука, толкавшая на экстравагантные поступки.
Произведение описывает жизнь одного молодого офицера. Роман состоит из нескольких глав, они дополняют друг друга. Ответы на вопросы возникшие в одной главе можно найти в следующей.
Михаил Юрьевич использовал сюжеты для своего романа из жизни. Все о чем он написал было на самом деле, герои реальные люди.Считается что это даже автобиографическое произведение. Сам писатель был немного фаталистом. Нельзя сказать, что на его характер повлияли нравы царившие тогда в армии или его жизнь в целом.
В этой главе столкнулись два убеждения, причем мало отличающиеся друг от друга. Один офицер хотел доказать что всем правил господин «Случай», а другой убедиться в этом. Окружающие их люди не очень то и были против их спора. Зато после того как пистолет Вулича дал осечку многие расходясь недоумевали, почему это произошло, но вздохнули с облегчением, не надо объяснятся перед начальством.
Многие верили в судьбу. Взять хотя бы карточные игры офицеров. Выиграть в них мог любой все зависело не от умения, а от случая. Кому как повезет. То есть, игрок зависел полностью от госпожи фортуны. Между военными действиями, офицерский состав скучали надо было хоть как то разнообразить свой быт. Вот и приходилось играть роли фаталистов, пылких влюбленных, разочарованных странников и убежденных холостяков. Наш герой Печорин одинокий, свободолюбивый человек. Несмотря на то что сам страдал от своей чрезмерной свободы он не собирается становиться другим. Он боится кого то сделать счастливым, подарить частицу своего сердца. Зато ему ничего не стоит толкнуть человека на поступок, от которого будут потом страдать оба. Печорин получает удовольствие не столько от страданий тех кому причинил боль, а от собственных страданий. И в то же время сказать, что жить по другому не умеет или не хочет, вот такой вот он негодяй.
Анализируя главу начинаешь понимать, что такие люди существуют и сейчас. Они не умеют ценить хорошие отношения, а принимают это как должное. Играть со смертью, дразнить ее вот его предназначение.
Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих, помогая найти ответы на возникающие у читателя вопросы, тем самым контролируя движение мыслительного процесса. Следовательно, допустимо предполагать, что ответы на вопросы оставшиеся у читателя после повести "Княжна Мери", необходимо искать - в "Фаталисте".
В повести "Фаталист" открываются подлинные поведенческие мотивы Печорина и вместе с этим, становится очевидна вся художественная идея произведения.
Основой главы "Фаталист" становятся стремительная смена событий в течении одной ночи. Сначала игра в карты, спор героев по вопросу фатальности судьбы, затем "трагически случайная" гибель Вулича, отважный поступок Печорина. Всё это способно притягивает внимание читателя.
Лермонтов сталкивает в данной главе две абсолютно разные позиции относительно мировоззрения. Печорин утверждает, что человек с помощью воли и разума сам способен решать свою судьбу. Что нет никакой высшей силы, которая управляет чужими жизнями. Такая позиция героя приводит к превозношению собственного я, которое становится для него единственным Богом. Фаталистом является Вулич, у которого кардинально другой взгляд. Он убежден, что все кругом подвержено фатальности.
Для чего автор романа создает из этих взглядов спор?
Такие спорные моменты помогают понять глубинную сущность человека, в частности Печорина, его убеждения, характер, способствуют раскрытию его индивидуальной позиции.
Такое мнение у Печорина сложилось засчет того, что он сам перестал верить во многие вещи. На страницах романа он признается, что любит во всем придаваться сомнению, абсолютное незнание исхода события придает ему смелость.
Основным критерием нравственной основы для Печорина предполагается личное упоение, поощрение прихотей, превозношение гордыни, достижение целей.
Действенность и напор характера герой культивирует в себе. Он достигает результатов любыми средствами. Порой такими средствами оказываются любящие его люди.
После прочтения романа читатель имеет возможность философствовать об эгоистичном индивидуализме героя, который затрагивает и современных людей. Подобные раздумья и поиски до сих пор являются мучительными проблемами перетекающими в споры.
Это философское произведение, в котором рассматривается тема поведения человека перед лицом необъяснимых явлений. Компания, собравшаяся для вечернего разговора, состоит из людей здравомыслящих
Я понимаю так, что жизнь в обществе отличается от просто жизни тем, что вокруг люди, которые живут по определенным правилами.
«Пастух и пастушка» - это одно из самых запоминающихся, на мой взгляд, произведений Виктора Астафьева. Автору не впервой повествовать о таком страшном событии, как война. Виктор Петрович и сам участвовал в Великой Отечественной Войне
В произведении всем известного и многими любимого Шекспира «Гамлет» большая часть героев борется с несправедливостью этой жизни и ложью, пытаясь найти свою истину
Твардовский показывает в своей поэме простого человека на фронте. Человек этот весельчак и балагур, какие часто попадаются в любых коллективах