«Герой нашего времени» - так называется роман М.Ю.Лермонтова, и сразу встает вопрос: а о каком времени идет речь? Поколение 30-хгодов, чье мировоззрение сформировалось в эпоху реакции, Лермонтов не раз обвинял в бездействии и вялости, в отсутствии высоких целей в жизни. К этому поколению принадлежат и Печорин, и Грушницкий, и сам Михаил Юрьевич Лермонтов. Автор показывает, насколько его герой чище, искреннее, благороднее окружающих: Печорин – настоящий герой своего времени, хотя некоторые черты его личности вызывают недоумение, а порой гнев и ужас.
Грушницкий и Печорин примерно одного возраста, они воспитывались в светском столичном обществе. Ранее они были приятелями по военному корпусу, и , казалось бы, на Кавказе могли стать друзьями. Однако Печорин слишком хорошо знает людей и понимает, что конфликт между ними неизбежен. Грушницкий предпочитает казаться , а не быть. Прикидывается разжалованным в солдаты, напускает на себя скучающий вид, по моде того времени. Печорина раздражает неискренность Грушницкого, позерство и трескучие фразы. Для юнкера важно, какое он производит впечатление на окружающих, Грушницкий не замечает иронии в свой адрес. Самовлюбленный, завистливый, он даже вызывает симпатию читателей, пока не становится участником подлого заговора против Печорина.
Княжна Мери привлекает юнкера: дом Лиговских лучший на водах, а Мери – выгодная партия для Грушницкого. Он упорно добивается внимания княжны, не замечая ни ее презрения, ни иронии Печорина. Он не останавливается перед клеветой и готов опорочить имя девушки, распуская про нее сплетни. Печорин же готов драться на дуэли, защищая честь Мери. Правда, рискует жизнью он скорее от скуки, дуэль для него – очередное приключение. Хладнокровие не покидает его даже в ночь перед дуэлью. Зная коварные замыслы заговорщиков, он продумывает свой план.
Григорий Александрович на месте дуэли ужесточает условия: гибель одного из дуэлянтов становится неизбежной – даже при легком ранении противник падает в пропасть. Таким образом, Грушницкий должен либо признаться, что пистолет Печорина не заряжен, либо стать убийцей, ничем при этом не рискуя. Чудом оставшись в живых, Печорин не раз предлагал Грушницкому признаться и раскаяться и готов был броситься на шею недавнего врага. Однако ненависть Грушницкого столь сильна, что Печорин убивает бывшего приятеля без сожаления.
Почему же даже доктор Вернер, его секундант и единственный понимающий его человек, от Печорина отвернулся? И могла ли дуэль развиваться по другому плану. Да, несомненно. Печорин действовал расчетливо и хладнокровно. Хорошо зная психологию людей, он играет на их слабостях. До последнего скрывая, что ему известен план заговорщиков, он хочет вынудить Грушницкого покаяться, хотя прекрасно понимает, что для его противника это невозможно, что Грушницкий никогда не признается в подлости и не сбросит маску. По сути, Печорин не оставил Грушницкому никаких шансов и расчетливо убил бывшего приятеля – им нет вдвоем места на Земле.
Таким образом, благородство героя во время дуэли – всего лишь тонкий расчет. Печорин мог предотвратить убийство, но сделал все, чтобы Грушницкий погиб. Доктор Вернер это понял и поэтому не подал руки. Для Печорина эта история всего лишь комедия.
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева "Муму" важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барын
«История одного города» - сложно читаемое, но очень интересное произведение Салтыкова-Щедрина, которое во многом соответствует действительности, несмотря на некоторые гиперболизированные и выдуманные вещи
Произведение является составной частью цикла литературных творений, который объединяются наличием общего героя в лице гениального сыщика Шерлока Холмса.
Пословицы рассказывают о том, как следует поступать. Они основаны на многовековом опыте народа, который сумел сделать определенные выводы из этого мира и в итоге создал такие краткие формулы
Особую роль в творчестве И.С.Тургенева занимают произведения, посвященные особенностям русского национального характера. Ярко описан народ в цикле его рассказов «Записки охотника».