Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни, о предназначении человека, о вечном противостоянии зла и добра, темного и светлого в личности каждого.
Философскую лирику Лермонтова можно разделить на три основных темы: библейская, тема борьбы противоположностей и поиск себя, гармонии жизни. Для каждой представленной темы характерны свои особенности и черты.
Образ Бога, богоборческие мотивы, проблема неверия – все это присуще библейской лирике поэта. Так, в стихотворении «Благодарность» лирический герой насмешливо благодарит Всевышнего за подаренную жизнь, которая кажется ему мучительной, тяжелой и горькой. Герой обвиняет Бога «за горечь слез, за мучение страстей, за месть врагов и клевету друзей». Таким образом, Бог представлен в стихотворении Лермонтова всесильным, но несправедливым. По мнению поэта, Господь повинен в человеческом несовершенстве. Такое суждение ярко противоречит библейскому вероучению. Такие мотивы слышны и в других стихотворениях Лермонтова: «Мой демон», «Я не ангелов и рая», «Земля и небо».
Однако не всегда лирический герой находится под властью неверия. Наступает время, когда он становится на путь, идущий к Богу. Его сердце снова наполняется верой. Лирический герой просит Всевышнего не обвинять его за то, что он так любит жизнь, наполненную страстями. И не карать его за заблуждения, которых он «бродит… далеко» от Бога (стихотворение «Молитва»). Таким образом, библейская лирика поэта наполнена тревожными исканиями души истиной верой.
Тема борьбы противоположностей, светлого и темного, добра и зла присуща философским стихотворениям поэта. Ярким примером такого противостояния является знаменитый «Парус». Лирический герой – белый одинокий парус, мечется средь волн и «просит бури», словно человек находящийся в плену земных страстей. Он одновременно жаждет новых потрясений – бурь, и в тоже время пытается обрести счастье. Так как эти понятия несовместимы, то душа продолжает метаться, искать и не находить выхода.
Как многие писатели и поэты, Лермонтов искал в себе гармонию с окружающим миром. И такая призрачная, хрустальная гармония показана поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Стихотворение наполнено возвышенными, нежными чувствами. Душа, природа и Бог сливаются воедино. Такие минуты способны преобразить жизнь лирического героя:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
Философская лирика Лермонтова - неоценимое достояние русской литературы. Поэт отвечает на вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, поисков себя и постижения счастья. На основе рассуждений поэта можно сделать личные выводы о неповторимой красоте бытия.
Философия в темах затрагиваемых Лермонтовым совсем не редкая гостья.
Михаил Юрьевич Лермонтов описывался большинством критиков как ярчайший писатель своей эпохи. Также, большинство критиков, в том числе Ромашин, отмечали большие философские настроения, которые он развивает в своих произведениях.
Михаил Юрьевич сторониться всех наград и привилегий высшего общества. Ему больше по нраву простые русские вечерние гулянья и прекрасная природа. Также во всем его творчестве, как клинком, проходит тема одиночества.
Он активно развивает ее. Лермонтов действительно не сильно радовался своей жизни. В раннем возрасте он потерял обоих родителей и по-сути остался сиротой. Все свое детство и дальнейшую жизнь он провел в дворянских домах и был лишен всех радостей простой и свободной жизни крестьянских людей, о чем он очень жалел.
Многие философские размышления автор пытается раскрыть через тематику любовных чувств. Все жизнь Лермонтов искал чистую душою женщину, чтобы скрасить любовью с ней эту жизнь. О своих поисках он часто повествует в своих же произведениях. Он крайне озабочен этим вопросом, что совсем не удивительно. Также интересно наблюдать заходом мысли Лермонтова и тем, как в его произведениях сплетаются любовь и одиночество.
Важную проблематику в жизни Лермонтова, которую он транслировал через свои произведения – это недопонимание его, как творца и народа. Он не противопоставляет себя ему, но показывает, что его идеи не нравятся населению и в том числе от этого он становится одиноким.
В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова под названием пророк также раскрывается именно эта тема. Лермонтов показывает, что общество не может принять идеи пророка о несовершенстве мира и изгоняют его. Пророк становится одиноким странником, но даже при всех тех неудобствах, что нанесли ему народ он все равно готов к самопожертвованию ради его спасения.
Философские идеи встроены в произведения Лермонтова одна за другой, и без них просто невозможно представить его творчество. Он определенно является выдающимся философом своего времени. Своей, пусть и недолгой жизнью, он привнес через свои произведения множество новых философских идей.
Глубокой философией пронизано любое произведение Лермонтова. Его верно мечущаяся душа постоянно тоскует, но не может найти того, чтобы могло бы утолить печаль. Поэт страдает от желания найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники очерствели, чистота отношений и глубокой привязанности для них недоступна. Поэтому автор не может встретить вторую половину. Ему остается только рассуждать о смысле любви. Наблюдать за ней со стороны, мечтать о ней, но так и не прикоснуться к этому чувству. Множество стихотворений посвящены именно этим поискам.
Родину Лермонтов разделяет на обычный люд и дворян. Он не может найти себе место ни с теми, ни с другими. Поэтому презирает всех. И считает себя изгоем. В стихотворении «Пророк» это отношение явно заметно. Автор видит все пороки общества, пытается показать их окружающим. Но его не признают, насмехаются над ним. Поэтому он, поникнув головой, вынужден влачить свое бренное существование. Четко прослеживается связь поэта с этим стихотворением. В образе пророка явно читается, что Лермонтов рассказывает о себе.
Он – покинутый странник. В его произведениях явно видны страдания и муки одиночества. Пока другие писатели посвящают свои работы поискам смысла жизни, рассуждениям, для чего был создан человек и мир в целом, Лермонтов ищет ответы на другие вопросы. Он обращается именно к себе, хочет узнать не о судьбе человечества, а о своей собственной жизни. Для него весь мир слишком тесен, нет в нем места для одного такого человека как автор. К этому выводу он приходит в стихотворении «Монолог». Он особо выделяет, что душа сильно подвержена порокам, что в мире нет места для любви и дружбы.
Поэт часто обращает свой взор к Богу, высшим силам. В его «Благодарности» явно видно, что он не рад дару жизни. Что существование гнетет его. Что Всевышний виновен в людских пороках. При этом в некоторых произведениях автор восторгается его творениями.
Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но не может стать его частью. Чувствовал он себя отверженным всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо и говорит, что веселее будет умереть, чем жить. Он – всеми униженный и отвергнутый вечный странник. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.
Философия как особая форма восприятия мира была присуща всем представителям Золотого века. За писателями и поэтами ХІХ столетия даже утвердился статус пророков, жаждущих истины и гармонии, просвещающих и обучающих своих читателей. Михаил Юрьевич Лермонтов – таинственная «луна» на небосклоне русской литературы, представитель Золотого века, который был не только поэтом, но и философом по своей сути.
Он, слишком молодой, и слишком талантливый человек своей эпохи, искал золотую середину не только в своей поэзии, но и в личной жизни. Он, мятежен и тих, лиричен и резок, благочестив и порочен, порою трагичен, находился в постоянных философских размышлениях. О чем думал и писал гениальный поэт? Конечно же о человеке, об его внутренней борьбе, отношение к жизни, борьбе добра и зла, гармонии. Поэзия «Парус» именно о такой борьбе, поиске себя. Лирический герой «не ищет счастья, и не от счастия бежит», он мятежен и просит бури, но есть ли в бурях покой? Где золотая середина? Ее нужно искать. Ведь «под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…». Возможно, для кого-то счастье – это штиль и простое созерцание красоты, а кому-то нужен всплеск эмоций и буря.
В стихотворении «Пророк» Михаил Лермонтов поднимает проблему сложной жизни поэта и вечного странника, которого не смогло до конца понять и принять общество: «провозглашать я стал любви и правды чистые ученья. В меня все ближние мои бросали бешено каменья». И как следствие пишется стихотворение «Молитва», где лирический герой обессилен и печален, он просит Бога забрать у него талант, избавить «от страшной жажды песнопенья», он желает пойти трудным путем спасения и поиска истины. Но стоит ли боятся жизни? Ведь чаша бытия может быть пустой, без сладкого напитка под названием «мечта». М. Лермонтов сумел ответить на этот вопрос, написав стихотворение «Я жизни не боюсь». Устами лирического героя поэт говорит, что не стоит бояться жизни, ведь «своим бодрящим шумом она дает гореть, дает светиться думам».
Отдельное внимание также следует уделить библейской философии Михаила Лермонтова. В чем ее суть? Наверное, в борьбе добра и зла, светлого и темного начала в душе каждого человека. В стихотворении «Я не для ангелов и рая» лирический герой некоторое время борется с неверием в себя, темными силами, утверждая, что лишь всесильный Бог знает для чего он живет, страдая. Постепенно «темные» мотивы в стихотворениях Лермонтова поменялись на более светлые и жизнеутверждающие. В стихотворении «Молитва» (В ми -нуту жизни трудную…) лирический герой от всего сердца твердит молитву и вдруг «с души, как бремя скатится сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко…».
Следовательно, несмотря на все сомнения, человек тянется к всему светлому и прекрасному, и это дает надежду на лучшее.
Лермонтов был одним из наиболее выдающихся поэтов русской литературы XIX века. В его творчестве философские мысли и мотивы пронизывают многие произведения.
Например, в стихотворении "Нет, я не Байрон, я другой..." Лермонтов выражает свое отношение к творчеству Байрона, а также к собственному творчеству и к жизни в целом. Он говорит о том, что каждый человек уникален и не может быть аналогичен никому другому.
В стихотворении "Бородино" Лермонтов выражает глубокие философские мысли о жизни и смерти, о памяти и о вечности. Это произведение посвящено одной из самых значимых битв в истории России и имеет глубокий смысл, который до сих пор актуален для всех людей.
Также можно отметить стихотворение "Смерть поэта", в котором Лермонтов обращается к вечным темам творчества: смерти и бессмертию, жизни и ценности человеческого существования. В этом стихотворении Лермонтов говорит о том, что душа поэта живет в его произведениях и продолжает жить навсегда.
Кроме того, многие другие произведения Лермонтова также содержат философские мысли и мотивы, например, "Демон", "Мцыри" и др. В целом, творчество Лермонтова является ярким примером сочетания поэтической формы и философского содержания.
Капелька падала! Сила притяжения заставляла нестись ее с огромной скоростью к Земле. Неспокойная атмосфера швыряла Капельку из стороны в сторону, пытаясь разорвать на части.
Абадонна появился тут же из стены. Это был худой и очень бледный человек в темных очках. Маргарита при его появлении почувствовала что-то жуткое, что даже вскрикнула и уткнулась лицом в ногу Воланда
Значение Прокурора в поэме «Мертвые души» двойственна. Выражаясь даже точнее: жизнь Прокурора и его смерть в поэме имеют равноценные роли.
Главный персонаж произведения Н. В. Гоголя уникален: он лживый, причем у него отсутствует такие качества, как нравственность и духовность. Он фантастично и бесстыдно врет, а люди ему доверяют. Каковы эмоции и думы Ивана Хлестакова на самом деле?
Один из двух главных героев сказки, сын мельника, вырос в семье, где он был младшим ребенком. Двое старших сыновей мельника, родных братьев главного героя, получили от отца приличное наследство