Роман "Герой нашего времени", написанный М. Ю. Лермонтовым, является первым произведением психологического направления в русской литературе.
Действия разворачиваются вокруг Григория Печорина — своенравного и очень интересного человека. Также к главным героям можно отнести Бэлу и Мери, девушек чьи сердца пытался завоевать главный герой, Максим Максимыч, сослуживец и хороший приятель Григория, и сам рассказчик.
Роман состоит из 5 глав, каждая из которых повествует об отдельном периоде жизни Печорина. Интересно, что в произведении не соблюдается хронология, то есть главы расположены не по порядку.
Первая глава носит название "Бэла". Здесь читатель впервые знакомится с Максимом Максимычем, который и рассказывает историю своего старого приятеля Григория. Максим Максимыч рассказывает, что познакомился с Печориным на Кавказе, куда оба героя были отправлены на боевые действия. Здесь Печорин на одном из застолий видит прекрасную Бэлу и решает завоевать её сердце. Договорившись с братом девушки, он похищает Бэлу. Сначала он её любит, оказывает знаки внимания, но когда Бэла наконец-то привыкла к Григорию, он резко к ней охладевает. Героиня страдает и мучается. Однажды Казбич решает похитить Бэлу, но его план не удался, Печорин отправился в погоню. Казбич понял, что не сможет убежать, поэтому бросил девушку. Вследствие этой погони Бэла получила серьёзную травму и вскоре скончалась.
Вторая глава называется "Максим Максимыч". Здесь Максим Максимыч встречается с рассказчиком. По случайности здесь же оказывается и Печорин. Максим Максимыч очень обрадовался этому известию и с нетерпением ждал встречи со старым приятелем. Однако, Григорий поприветствовал сослуживца довольно холодно. В конце главы читатель узнает, что по дороге из Персии домой главный герой романа погибает, а его дневник был передан рассказчик, который и решается его опубликовать.
Действия третьей главы происходят в Тамани. Эта глава самая загадочная и фантастическая. Здесь происходят странные вещи: слепой ведёт себя словно прекрасно видит, Печорин встречается с русалкой. Герою стало очень интересно происходящее, поэтому он решил проследить за слепым. Оказалось, что он со своей приятельницей занимается контрабандой. Девушка решает притвориться русалкой и убить Григория. К счастью, её планы проваливаются.
"Княжна Мери" — это четвёртая глава. Здесь главный герой приезжает на Минеральные воды, где знакомится с водным обществом. Его внимание привлекает прекрасная Мери, за которой он начинает ухаживать от скуки. В княжну также был влюблен старый знакомый Григория Грушницкий. В конце концов между героями возникает конфликт, который приводит к смерти Грушницкого.
Заключительном главой является "Фаталист". Печорин оказывается в компании офицеров, игравших в карты. Один из самых ярких офицеров Вулич решает испытать судьбу и предлагает товарищам поспорить. Их спор заключался в том, что Вулич должен был взять пистолет и стрельнуть себе в висок. Вулич остался жив, но Печорин видел на его лице смерть, поэтому предупредил офицера, что скоро он умрёт. Так и случилось, в эту же ночь Вулич погиб.
Отсутствие хронологии событий, беспорядочное расположение глав делают произведение динамичным и захватывающим.
«История души человеческой» - вот сюжет романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Первый русский психологический роман последовательно раскрывает становление Печорина как героя времени. Для Лермонтова исследование души человека интереснее истории государства.
Автор провоцирует читателя, называя своего героя героем времени, т. е. лучшим представителем своего поколения. В романе нарушена хронология событий. Лермонтов сознательно выстраивает композицию. Если следовать хронологии событий, то новеллы должны следовать следующим образом: «Тамань», «Княжна Мери»,«Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», также предваряют и заключают повествование предисловие к Журналу Печорина странствующего офицера.
Свою логику выстраивает Лермонтов: вначале о Печорине рассказывает Максим Максимович, простой штабс-капитан, не способный понять странности души молодого офицера, затем героя видит странствующий офицер, и это уже попытка через внешность проникнуть в душу человека, затем читаем Журнал Печорина, его мысли и чувства может оценить читатель. Новелла «Фаталист» носит обобщающие размышления, помогающие раскрыть смысл произведения.
Разберемся, о каком времени идет речь. Это 30-егоды, период реакции после невиданного подъема освободительного движения, которое произошло после войны 1812года .
Максим Максимович рассказывает попутчику об офицере, прибывшим в крепость с обозом: представление чисто внешнее: чистенький, молоденький, мундир на нем новенький. Штабс-капитану не доводилось раньше видеть столичных юношей, страдающих от скуки. Бедному Максим Максимовичу не понять, зачем Печорин похитил Бэлу, разрушил жизнь целой семьи.
Ему не понять слов офицера: «Я за нее готов умереть, но я ее нее люблю», « Любовь дикарки немногим лучше любви знатной дамы».Для Максим Максимовича смерть Бэлы трагедия, и он осуждает Печорина, обвиняя его в эгоизме и равнодушии.
В главе «Максим Максимович» за героем уже наблюдает странствующий офицер, он принадлежит к тому же кругу, что и Печорин. Его портретное описание более содержательно: он видит глаза, которые никогда не смеялись, отмечает породистость, аристократичность героя, прижатые руки, свидетельствующие о скрытности характера. Внимательно следит за встречей штабс-капитана и Григория Александровича, отметит искривившееся лицо при упоминании имени Бэлы – Печорину нелегко вспоминать былое, он не желает предаваться воспоминаниям о прошлой жизни.
В «Тамани» Печорин активно действует, ему все интересно, помимо своей воли он разрушает жизнь честных контрабандистов.
В следующей главе «Княжна Мери» Печорин противопоставлен «водяному обществу». Умный, страдающий, анализирующий свое поведение, герой значительно выше окружающих самодовольных современников, без чести и совести.
И только в «Фаталисте» герой действует во благо других людей, он разоружил пьяного казака. Герой полагается на свой ум, ловкость, удачу. Герой сожалеет, что не угадал свое предназначение, тяготится бесцельным существованием. Он действительно лучший из поколения 30-х, к которому принадлежал и сам Лермонтов.
Мир постоянно меняется: появляются инновационные технологии, новые науки, совершаются ранее казавшиеся фантастикой открытия, изменяются моральные ценности людей.
Недавно я прочитал рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Меня поразило это произведение глубиной мысли и красотой языка.
Родившись и получив воспитание в своем поселке или городе, каждый человек вбирает в себя его местные привычки, обычаи своей страны, касающиеся быта, образования и т.д. Поэтому, когда речь идет о родной литературе
Образ Руси в поэме стоит наравне с ключевыми образами: Чичиковым, Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным. Можно даже сказать, что все портреты помещиков также играют на создание полной картины
Выдающийся писатель Н.В. Гоголь умел замечать в окружающем мире, не только истинную красоту, но и суровую действительность. Петербург стал для него мрачным и серым городом