История создания. Произведение Льва Николаевича Толстого является частью известной трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогию называют автобиографической. Писатель трудился пять лет с 1851 года. Следует отметить, что часть «Отрочество» - это второе и центральное в произведение трилогии. Сначала автор хотел написать тетралогию, которая называлась бы «Четыре эпохи развития». У писателя была цель описать периоды становления личности и ее характера. Но последней части «Молодость» так и не суждено было увидеть свет.
Жанр. Автобиографическая повесть.
Тема. Это продолжение анализа души центрального персонажа, начатого еще в детстве. Это подробности психологического перехода мальчика Николеньки в стадию отрочества после смерти мамы. Если быть точным, то детство, отрочество и юность формируют и развивают человека по-разному.
Сюжет. Произведение описывает события, описанные в повести «Детство». Читателям уже знаком персонаж Николенька, который взрослеет и переходит на другую ступень становления личности. Об этом и пойдет речь в данной части произведения.
В четырнадцать лет начинается период отрочества мальчика. Его мама умерла, а он поселяется в Москве у своей бабушке. Тогда-то его и начинает мучить вопрос человеческих взаимоотношений. Теперь Николай понимает других людей. Отец, бабушка и брат вызывают в нем теперь совсем другие эмоции и чувства. А переход в отрочество все продолжается. Но Николай отчасти еще продолжает быть ребенком. Мальчик продолжает быть веселым и непредсказуемым подростком, который хочет быстрее стать свободным. Эта черта характера освещает много эпизодов повествования. Николай грубил учителям, ссорился с братом, ругался с отцом.
Плавные переходы в жизни персонажа сменяются резкими скачками, сменами характера и событий. Николаю приходится задуматься и пересмотреть свое отношение к жизни и смерти. Он пропускает через себя множество эмоций в связи со смертью бабушки. Парень хочет научиться многое понимать, с этим связаны его рефлексии и размышления. Николаю удается прийти к заключению, что главная цель в жизни человека – это саморазвитие и работа над собой.
Главные герои. Николай Иртеньев (Николенька) – мальчик четырнадцати лет, который отличался добротой и отзывчивостью и болезненно переносил процесс своего взросления.
Владимир – был старшим братом Николая, которому герой старался во всем подражать.
Катя и Люба – были сестрами Николая.
Бабушка – после смерти мамы заменила Николаю ее. С добротой и любовью она выносила все тяготы воспитания подростка. Так и не смогла полностью пережить смерть своей дочери.
Старший Иртеньев – папа Николая. Воспитывал сына в строгости, но с добротой и справедливостью.
Карл Иваныч – пожилой воспитатель Николая и Володи, который был искренне привязан к братьям.
Дмитрий Нехлюдов – молодой парень княжеского рода, который близко подружился с Николенькой.
Композиция. В состав повести входит 27 глав. Завязка происходит во время приезда центрального персонажа в Москву. В развитии действий характер и мировоззрение Николая меняются. Кульминация включает смерть бабушки. В развязке описывается процесс подготовки к вступлению в университет.
Автобиографическое произведение Толстого посвящено описанию периода становления личности в подростковом возрасте. Однако, наряду с психологическими переживаниями, повесть показывает особенности жизни дворян девятнадцатого века, через которые преломляются чувства и мысли главного героя.
Николенька после смерти матери, вместе со своими близкими переезжает в Москву. Поездка сопровождается грозой и непогодой, которая должна символизировать беспокойство и тревогу героя при изменении жизни.
Тогда же в дороге Николенька слышит жалобы и сетования дочери гувернантки на тяжелую жизнь. Это заставляет его задуматься о том, что есть другие люди и другая жизнь, которая может быть гораздо хуже, чем та, к которой он привык. Этот эпизод дает автору возможность напомнить читателям о простых людях, о необходимости не замыкаться в своем мирке, видеть реальную жизнь.
Разумеется, автор не мог обойти интерес своего героя к противоположному полу, учитывая возраст о котором ведется повествование. Николеньке нравятся и сверстницы его круга и горничная Маша. Показательно, что при описании отношения к ней, совершенно отсутствует сословная спесь. Николенька преисполнен сочувствия к горничной. Эпизод, когда подросток, узнав о желании Маши выйти замуж пьяницу Василия, проникается желанием помочь им сочетаться браком, в целом мало реалистичен. Однако, видимо, Толстой желал дать читателям пример для подражания, ради чего пожертвовал достоверностью.
Отношения Николеньки с братом показывают процесс, в ходе которого он учится установлению и поддержанию взаимоотношений, принятых среди взрослых людей. Слезы главного героя, появившиеся после того, как его брат первым попросил прощения после ссоры, должны показать, что Николенька усвоил необходимость отказа от эгоизма и путь восстановления отношений через компромисс.
Писатель уделил много места отношению главного героя к его гувернерам. Ненависть Николеньки к французу Сен-Жерому символизирует процесс формирования личности, утверждение своей самостоятельности. Недаром, повзрослев, Николенька начинает мягче относиться к своему наставнику.
Важное место в произведении занимает и дружба главного героя с Нехлюдовым. Через нее писатель также показывает существенную черту процесса становления личности – появление собственных глубоких интересов. Эта дружба остается не видной для окружающих, символизируя внутренние интеллектуальные и духовные процессы.
Описание процесс взросления, через который проходят все, показанное через призму другой социальной среды, позволяет обратить внимание на важные вещи, которые кажутся слишком привычными.
Лев Николаевич Толстой - это популярный русский писатель, который знаменит и за пределами России. Каждое его произведение наполнено определенным смыслом, который будет понятен каждому из читателей.
Отрочество - это самая загадочная пора в жизни человека, человек постоянно находится в смятениях, он постоянно думает, развивается. Многое, о жизни главного героя мы узнаем прочитав первую главу произведения «Детство», там показывается, как общество влияет на маленького человека, как он переживает смерть своего близкого, как он переживает отрывание от своей семьи. Он не видит истинного смысла своего существования.
В произведении Отрочество автор показывает внутренние переживания и изменения в душе юного человека. Николай на все смотрит сквозь решетку, он все пропускает сквозь себя, пытается найти глубинный смысл во всем происходящем вокруг. Николенька очень замкнутый мальчик, он считает, что им никто не интересуется, что он никому не нужен в этой жизни. Но он очень добрый, дружелюбный ребенок.
Главный герой этой повести- это мальчик-подросток, учащийся лицея, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент второй главы Николеньке исполнилось уже целых четырнадцать лет. Именно в таком возрасте дети учатся в лицее. Он уже учится, принимает правильные и неправильные решения, сам делает ошибки, сам их исправляет.
В этом произведении рассказывается о людях, о том, как они меняются с течением времени, о том, как меняются мысли, идеи разных людей с течением возраста, от того, что они прошли, от того, что успели увидеть за свою, казалось бы, невероятно долгую жизнь.
Это произведение позволяет каждому читателю задуматься о том, что ему нужно от жизни. Особенно это произведение будет полезно почитать читателям-подросткам, которые в самом начале жизненного пути и не знают, в какую сторону нужно двигаться дальше.
Поэтому, я, как читатель-подросток, могу с радостью и огромной уверенностью сказать, что данное произведение - очень приятное для чтения, позволяет задуматься, порассуждать. Я могу смело посоветовать к прочтению эту повесть. Если бы у меня возможность, я бы очень хотел лично пообщаться с автором этого произведения и понять конкретно его мысли на момент написания этой повести. Мне очень интересно, совпадают ли мои мысли с мыслями автора. Я хотел бы еще больше погрузиться в жизнь этого ребенка, этого подростка.
8 класс
Крайне короткий рассказ писателя Зощенко Обезьяний язык подвергает едкому и острому осмеянию пороки общества. Если быть точным - болтливость, бросание слов на ветер
Основной персонаж в произведении представлен образом лирического героя, от имени которого писатель ведет повествование. В рассказе отсутствует развитие сюжетной линии, поскольку смысл данного творения посвящен исключительно чувствам
На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу
Знаменитый литератор Н.В. Гоголь мог видеть в жизни, не просто настоящее великолепие, но и тяжелую реальность. Северная столица оказывается для него угрюмым и бледным городом
1756. 27 января родился Вольфганг Амадей Моцарт – величайший композитор всех времен, знаменитый венский классик и просто гений.