В основу произведения писателем положена реальная история, рассказанная автору судебным чиновником о трагической судьбе девушки, некогда соблазненной молодым человеком и попавшей по его вине в тюрьму, в которой она и умирает.
Писательская мысль превращает житейскую историю в полноценное произведение, раскрывающее морально-психологические аспекты человеческих взаимоотношений, а также поднимает вопросы, затрагивающие нравственную ответственность представителей мужского пола за собственную плотскую необузданность.
Сюжетная композиция романа состоит из двух художественных частей в виде обозрения, включающего описания широчайшей панорамы эпизодов из жизни России, а также проповеднической части, которая прямо изобличает человеческое зло и ратует за победу над ним доброго и светлого.
В произведении писателем используется лаконичный принцип раскрытия душевной жизни, показанной в формах внешнего проявления, поступках героев, а также в их движениях и жестах, описанных в виде драматизма, напряженности и краткости.
Герои романа не только по замыслу писателя анализируют собственные внутренние переживания, но и пытаются отыскать ответ на вечные вопросы человеческой жизни, что выражается в движениях чувств и мыслей героев в виде удивления, недоумения, сознания сущности, возмущения, протеста.
В портретных характеристиках, описанных в романе, писатель изображает представителей различных социальных классов общества в лице дворянской верхушки, столичной бюрократии, духовенства, сектантства, крестьянского населения, купечества, тюремного начальства, уголовного люда. При этом в богатой портретной галерее произведения представлено большое количество разнообразных лиц, изображенных среди многочисленных событий, происшествий.
В описании мест действия сюжета писатель использует многообразие обширной российской территории в виде обеих столиц, нищих, разоренных деревень, помещичьих усадьб, полицейских участков, трактиров, театров, вагонов пассажирских поездов, тем самым представляя произведение в форме органического единства сюжетной структуры, сочетающей в себе напряженность фабулы и динамичность повествования.
Отличительной особенностью романа становится присутствие в нем писательского вмешательства и субъективной авторской оценки героев и их поступков, выраженных в части проповеди об острой необходимости человеческого добра.
Роман Л.Н. Толстого знакомит читателя с непростой судьбой молодой арестантки Екатерины Масловой. Знакомство с главной героиней происходит в суде, где она обвиняется в совершении кражи и убийстве. Среди присяжных находится молодой барин Нехлюдов, который в юности опорочил доверчивую Катерину, и с которого началась аморальная жизнь Масловой.
Роман “Воскресенье” – это отражение моральной и политической обстановки самодержавной России. Автор говорит от лица угнетенной существующим общественным строем многомиллионной массы крестьян.
В романе представлены самые разнообразные социальные слои. Читатель знакомится с жизнью и манерами столичной дворянской верхушки, ведет представителей бюрократии, сектантства, духовенства и даже английского миссионера. Отдельный пласт представляют судейство, адвокаты, чиновники. Встречаются люди из военной среды. Обширно представлен тюремный люд. Среди них есть и невинно страдающие люди, которые попали в тюрьму вследствие вопиющий несправедливости. Лев Николаевич очень ярко описывает, как людей развращает тюрьма, как осужденные вынуждены бороться с самодержавным произволом и насилием.
Место действия романа постоянно меняется. Читатель словно следует за героем из столицы в деревню, помещичью усадьбу, тюрьму, тюремную больницу, учреждения суда, тюремные этапы и даже покойницкая.
Такое разнообразие помогает автору создавать контрастное разнообразие, чтобы ярче и нагляднее описать два мира самодержавной России. На фоне праздности и зажиточности буржуазных господ мир крестьян выглядит удручающе. Лев Николаевич Толстой таким обозом показывает социальное неравенство масс, политические изъяны в стране.
Роман “Воскресенье” кроме социально-политических проблем затрагивает проблемы нравственности и морали. С этими проблемами пытается бороться Дмитрий Нехлюдов. Как только он узнает в арестантке Катюшу Маслову, в нем сразу разгорается чувство стыда за содеянное. Муки совести Открывают герою глаза на царящее вокруг него зло. Он понимает, что совершенное им преступление – звено в цепи изъянов жизни общества. Однако на активную борьбу Нехлюдов не решается, он приходит к мысли, что стоит следовать Евангелию, чтобы достичь наибольшего блага на земле. Активными представителями борьбы с несовершенствами социальными и политическими являются революционеры-народники, с которыми Маслова отправляется по этапу.
Они проповедуя свою правду, старались донести до народа, что нужно бороться за свой нравственный идеал.
Свой роман Толстой Л.Н. заканчивает сценой чтения Евангелия Нехлюдовым. В книге герой находит для себя ответы на все волнующие его вопросы. Получается, что для борьбы с социально-политическим неравенством, для искоренения бюрократии и зла царящего во всех судах, тюрьмах, адвокатских конторах, в первую очередь нужно духовно самосовершенствоваться.
Поэтому можно смело сказать, что роман “Воскресенье” назван так от слова “воскрешение”. Имеется в виду нравственное воскрешение души человека, и в первую очередь любовь и сострадание к ближнему.
Роман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на сторону угнетенных масс, и яростно критикует государственный порядок, построенный на порабощении народа, обнищании крестьянства. Он протестует против насилия и лицемерия, разъедающих жизнь общества.
В своем романе автор следит за двумя направлениями развития сюжета: участью Катюши и душевными муками Нехлюдова. Этим направлениям суждено пересечься. Представитель дворянства Нехлюдов по замыслу автора преодолеет дорогу от господствующего класса к растворению в народных массах.
Писатель воссоздает самые противоречивые эпизоды жизни. Читатель знакомится с бытием высокопоставленных чиновников, угрюмыми казематами, зловонными камерами, разоренными деревнями. С помощью противопоставления автор демонстрирует ложь и насилие, характеризующие буржуазное общество, показывает классовую сущность правительственного аппарата. Рассматривая суд, автор возмущен равнодушием к существу дела, преступной небрежностью в судопроизводстве, когда судьи, интересующиеся лишь собственными делами, осуждают невинных людей на каторгу.
Способствует нравственной деградации и срастание церкви с государством. Христовым именем хотят освятить насилие в тюремном заточении, для этого присягают в судах, устанавливают распятия на входах в тюрьмы. Духовники морочат голову народу, проповедуют нестяжательство, а сами сколачивают капиталы.
В финале произведения дворянин Нехлюдов делается моралистом, который знает путь установления царствия божия. Не борьба с социальным злом преобразит мир, полный несправедливости, а нравственное самоусовершенствование.
На примере Катюши автор показывает, как изменяется человеческое поведение под влиянием нравственного воскресения. Прежняя жизнь Масловой – это узаконенный разврат и пьянство. Но сблизившись на каторге с политзаключенными, она попадает под влиянием их морали. Катюша быстро движется к воскресению. Роман завершается окончательной победой духовной сущности в ней над чувственной.
Толстой демонстрирует неодобрение революционному движению, а революционеров рисует самоуверенными безнравственными людьми, стремящимися первенствовать. Автор уверен, что для борьбы с несправедливым мироустройством достаточно нравственного самосовершенствования, проповедования добра и любви, отказа от насилия.
Несмотря на ошибочную идейную направленность, роман поразительно ярко высвечивает картины народного бедствия, произвола господствующего класса и лицемерия церкви.
Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., мы видим школьницу - девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные
Мне кажется Шинель представляет собой универсальную историю, которая говорит даже не о вечном социальном неравенстве, но о той структуре, которую всегда будут выстраивать для себя люди
Мама вместе с сыновьями Чуком и Геком живут в Москве. Отец работает начальником разведовательно – геологической станции. Чук полный мальчик, который любит собирать разную мелочь.
Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье
Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.