Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого определенно не оставит равнодушным ни одного читателя. Непримечательное на первый взгляд произведение описывает роскошь и блеск светской жизни, сменяющиеся возвращением к жестокой и удручающей реальности. Грандиозное празднование в честь окончания Масленицы: гости веселы и счастливы, среди ликующей толпы читатель видит и учтивого, вежливого полковника. Он предстает галантным мужчиной, любящим мужем и отцом. Однако здесь важны вовсе не события, произошедшие на балу, а, как гласит название – после него.
Как раз таки после бала раскрывается умело скрывающаяся за маской сущность человеческой души, не способной к состраданию и милосердию. Почтительный и сдержанный полковник превращается в жестокого зверя, которому, как оказалось, вовсе не присуще ничто человеческое. Беспрекословно исполняя чужие приказы и избивая беглого татарина, тем более, в день Великого поста, когда люди стремятся к совершению добрых поступков и очищению своей души, он снимает с себя маску всяческой порядочности и оборачивается истинным злодеем. Наблюдать эту душераздирающую картину невозможно без содрогания, но ее непосредственный участник все так же холоден и беспощаден. Но мог ли он поступить иначе? Принципиально отказаться выполнять указ? Определенно мог, однако решил не поддаваться собственной совести.
Можно сказать, что этот рассказ направлен против деспотизма, царящего в армии, а также лицемерия, которое продолжает нещадно процветать и до сих пор. Ведь на самом деле, становится очень неприятно оттого, что человек, знакомый исключительно с хорошей стороны, оказывается настоящим негодяем. И самое печальное, что такие люди-лицемеры практически никогда не способны признать за собой этот недостаток. Подобные ситуации приносят исключительно боль и разочарование не только в конкретной персоне, но и во всем человечестве в целом.
Так, подводя итог, можно сделать вывод, что данное произведение поднимает вечные нравственные проблемы, которые, пожалуй, будут всегда актуальны. Действительно, каждому стоит задуматься о том, что же такое долг и когда приходится выбирать между ним и человечностью.
Так как сам главный герой доволен своей жизнью, то можно сделать вывод о том, что рассказ направлен против того, против чего ополчился сам Иван Васильевич. (У меня свое мнение… У Ивана ни жены, ни детей ведь, но его уважают в политическом кружке. А по мне, так семья важней. Но у людей разные мнения!) Так вот, не говорится, что это Иван сам придумал организацию для борьбы за равенство и за всё хорошее, но он принимал активное участие в её деятельности. А выбрал он такой путь как раз после сцены на улице – по контрасту, что там все было так красиво, отец Вари был таким милым, любезным и замечательным, а после праздника оказался злым и жестоким. И даже нельзя списать это на его работу, хоть это и военная структура, где все строго. Но некоторые солдаты жалели пленного – били не так сильно, а он ругал их и заставлял ещё сильней бить. То есть проявлял какое-то ненужное усердие. Как же сострадание? Можно наказывать за проступки, но делать это так усердно, с удовольствием, по-моему, не очень хорошо. Нормально это делать с некоторой неохотой, но со смирением, а не с удовольствием. Тут ведь и сам отец Вари устыдился, как говорится. Отвернулся от Ивана! Сейчас, мне кажется, так сделает, скорее, продавец, когда увидит своих однокурсников. Или, например, выпускник МГИМО, которому пришлось работать в кафе быстрого обслуживания. Но и то не очень правильно стыдиться.
Так вот, Иван Васильевич был против этого лицемерия и угнетения простого народа. Он понял, что люди надевают разные маски, а все эти балы возможны только из-за страдания народа. Он захотел посвятить свою жизнь исправлению ситуации. А мог бы просто забыть, жениться на Варе, жить красиво, не думая о том, кто там страдает. Мило обедать и беседовать с тестем, забыв о том, что тот может через час пойти мучить беззащитных людей. Это тоже мне напоминает современные ситуации. К примеру, можно носить шубу и не думать, сколько убили животных ради неё. Или выкинуть мусор и не думать, что он загрязняет Землю, не идёт на переработку.
В общем, рассказ против бездумности и жестокости, против социального неравенства, против того, чтобы забыться в красивой жизни, в приятном чувстве любви, против эгоизма, а за самоотверженность. Оно тоже бывает не на войне, а в жизни. Иван Васильевич принёс в жертву часть своей жизни (личную), но и просто ему не хотелось такой лицемерной части её. Вот так я понял этот рассказ для самого себя.
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» (1903 г.) направлен, в первую очередь, против интересов господствующего класса дворян. Этот избранный класс сосредоточил в своих руках богатство, власть, что даёт его представителям возможность вести паразитический образ жизни, купаться в роскоши за счёт труда неимущего и порабощённого крестьянства и других бедных слоёв населения.
В условиях вопиющего неравенства людей такое государство становится машиной подавления любого стремления униженного и бесправного человека выйти за рамки дозволенного, чтобы облегчить своё положение.
Мысль об изначальной социальной несправедливости такого устройства общества подчёркнута композиционным приёмом, использованным в построении произведения – антитезой. Две его части противопоставлены друг другу. Картина бала в первой части резко контрастирует со сценой на плацу, изображающей наказание солдата-татарина за побег из армии.
Палитра красочных эпитетов в описании бала – это ослепительная бриллиантовая фероньерка во лбу хозяйки веселья, дамы в белых лайковых перчатках до локтей, в белых же платьях, обмахивающиеся веерами. Бал – это великолепный оркестр, скольжение атласных туфелек по паркету и море шампанского.
Утренний плац и то, что на нём происходит, изображено в тёмных, чёрных красках, а фоном является визгливая мелодия, задающая ритм действиям солдат. Кульминация – это описание наказуемого и его спины, превращённой в кровавое месиво. Страшные удары палок сыплются с обеих сторон. У этого бесчеловечного акта есть официальное название – прогнать сквозь строй.
То, что главный герой Иван Васильевич увидел на площади, перевернуло его личную жизнь, но в масштабах государства такие действия совершаются во всех военных гарнизонах всех городов и низведены до положения армейских будней. Засечь человека насмерть на законных основаниях оказывается возможным в государстве, глава-император которого получил прозвище Николай Палкин.
Рассказ направлен и против тех, кто служит такому императору и такому государству, приносит присягу, состоит на службе и получает жалование. В произведении крупным планом изображён полковник, отец юной Вареньки. Это тип нерассуждающего служаки, тупо исполняющего свой долг так, как это предписывает устав и служебная инструкция. Такие люди ненавистны писателю, в них заключено самое большое социальное зло.
Выходом из этого зла является, по мнению Толстого, позиция личного неучастия в нём. Герой рассказа не стал служить нигде, встал на путь делания добрых дел и, как свидетельствуют высказывания других героев произведения, очень многим помог в жизни. В этом есть отголоски толстовской теории о непротивлении злу насилием.
Писатель призывал не к революционному свержению самодержавия, а к пробуждению общественного сознания, совершению каждым мыслящим человеком добрых бескорыстных поступков, которые в массе своей смогут противостоять государственной машине.
Роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого вместила в себя множество различных образов. Всегда в произведении большое внимание уделялось главным героям: их характеристике, анализу поступков. А второстепенные персонажи оставались в стороне.
Василий Шукшин умело описывал характер и поведение простого народа. В рассказе Дядя Ермолай автор вспоминает детство, которое прошло в небольшой деревне. Именно там он сам приучился с детства работать на земле, мирно трудиться.
В деревню Новая, к старухе Агафье Журавлевой приехал сын в отпуск. Приезд на такси и с большим количеством чемоданов и подарков, это действо наблюдало все деревенское население
Софья Фамусова - центральная героиня комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Образ девушки является самым противоречивым и сложным в произведении.
Николай служит в полку и слушает лекции в генштабе, куда поступал на протяжении трех лет. Ему удалось на этот раз выдержать различные экзамены, но итоговый чертеж он принес с кляксой, которую завуалировал под кусты.