В своей пьесе Островский затрагивает не только социальную тему, но и поднимает важные нравственные проблемы. В обществе, где всем правит капитал, не имеют значения ум, талант и чистая душа человека, если у него нет денег. Образ матери главной героини, бесприданницы Ларисы, помогает понять причины трагедии девушки и ответить на вопросы, поставленные автором.
Харита Игнатьевна Огудалова вдова средних лет, родом из обедневших дворян. Не привыкшая работать, она большая любительница «весело пожить». Чтобы привлечь к себе внимание, одевается броско «не по летам», любит подарки и хочет всем нравиться. Цель её жизни – выгодно выдать замуж младшую дочь и обеспечить себе безбедную старость. Средств у неё нет, но она «ловка», «проворна» и «одурачивает многочисленных женихов» Ларисы.
У неё в доме всегда веселье и «полно холостых» мужчин. Таким же образом она выдавала замуж двух старших дочерей, что обернулось для них трагедией. Одну убил ревнивец – муж, князь с Кавказа, другую обманул «богатый иностранец», который оказался шулером. Но Харита Игнатьевна всё равно принимает гостей «без разбора» и её дом «похож на базар».
Хитрая и расчётливая, она учит Ларису: «Без хитрости на свете не прожить». Льстиво разговаривает с важными гостями, а с мелкими чинами речь её пренебрежительна и иронична. Харита Игнатьевна считает, что лгать, притворяться и унижаться ради выгоды – это не стыдно. Она заставляет дочь любезничать с богатыми женихами, даже если это «старик с подагрой» или «вечно пьяный» управляющий. «Маменька приказывает» Ларисе улыбаться, петь романсы и развлекать гостей, даже когда у неё на глазах слёзы. Девушка должна нравиться женихам и получать от них подарки. Как говорил друг детства Ларисы, что «бывать у них в доме – большое удовольствие», а «за удовольствие надо платить».
Харита Игнатьевна не глупая женщина и понимает, что, если нет у дочери приданого, то можно торговать её талантом, красотой и молодостью. Она не хочет, чтобы Лариса стала женой бедного клерка Карандышева и готова отдать дочь на содержание пожилому, хотя и женатому богачу Кнурову. Она выторговывает у богатого дельца триста рублей задатка на гардероб Ларисы.
Харита Огудалова, как и все персонажи драмы, наделены говорящими фамилиями. «Огудалами» народ называл мошенников, но она и сама является жертвой социальной системы, где царит культ денег. Раскрывая образ Хариты Игнатьевны, автор обличает безнравственность и порочность общества, где вместо любви и сочувствия властвуют расчёт и страсть к наживе.
Харита Игнатьевна является очень заботливой матушкой из пьесы Островского, которая дни и ночи думает о своих дочерях. Будучи ограниченной в средствах, она устраивает веселые пирушки, на которые заманивает перспективных холостяков. Таким немудреным способом Харита Огудалова выдает дочек замуж.
Две старшие уже пристроены, как выяснилось позже, неудачно. На одной из сестер женился кавказский князь, но по слухам зарезал ее из ревности. Вторая выходила замуж, вроде бы за иностранца, а оказалось, что стала женой обыкновенного жулика.
На попечении Хариты Игнатьевны осталась последняя дочь, Лариса, судьбу которой мать пытается устроить. Будучи женщиной умной, энергичной и ловкой, она знает, что в ее положении не прожить без хитрости. Она готова к унижению и притворству, без стеснения говоря об этом дочери. Чтобы обеспечить себе будущее счастье можно потерпеть и не придавать значения презрению остальных людей. Следуя материнской теории, Лариса должна увлечь любого выгодного жениха, даже пьяницу или немощного старца.
Но беда в том, что мать с дочерью абсолютно разные. Харита Огудалова одета с изяществом, но вызывающе смело, одежда же Ларисы – скромная. Мать радуется, принимая подношения богатых спонсоров, а дочери противно с этим мириться.
Искренняя и простодушная Лариса не склонна к подавлению чувств, свою любовь или ненависть она не скрывает, а рассказывает о них честно. Ей не понятно желание матушки так спешно отдать ее замуж. Дочь измучилась соблюдать правила, установленные матерью. Ей тесен родной дом, переполненный громоздкой обстановкой и дешевыми безделушками.
Островский не случайно присвоил героине такое звучащее имя. В прошлом харитами звали цыганок, а огудалами – мошенников. Потому и дом Хариты Огудаловой напоминает пестрый балаган для самой разношерстной публики. Не дом, а цыганский табор!
Харита Огудалова одержима желанием обеспечить своим дочерям безбедную жизнь. Она старается изо всех сил, но получается плохо. Прообразом Хариты явилась материнская любовь – слепая и бессмысленная, которая всегда желает своим детям самой лучшей участи. Даже невзирая на то, что детям и самим известно, какая участь для них лучшая.
В силу определенных денежных обстоятельств, Достоевский принял решение заключить соглашение с издательством, согласно которому, роман «Игрок» должен был быть написанным за рекордно короткие сроки.
«Герой – это человек, который совершает подвиги». В свою очередь, подвигом по определению является доблестный поступок, совершенный в трудных условиях. Но что же можно назвать подвигом сегодня и, главное, каким должен быть герой в наше время?
Произведения Тургенева отличаются от произведений остальных авторов тем, что Тургенев как никто другой писал с живостью, красотой, и некой элегантностью слова, ловко передавая даже самые сложные переживания своих героев
В произведении Гоголя «Мёртвые души» Манилов открывает галерею помещичьих образов. К нему первому едет Чичиков для реализации своей бизнес-идеи. На первый взгляд, это довольно безобидный образ простого помещика
Роман «Белая гвардия» содержит много биографических черт, которые взяты с образа автора романа — Михаила Булгакова.