Пейзажная лирика занимает большое место в творчестве Пушкина. Есть и отдельные стихи о природе, а бывают и «вставки» в стихах и поэмах.
Александр Сергеевич умел видеть красоту в обычном. И ещё передавать её – восхищать тех, кто проходил мимо привычного. Конечно, часто природа перекликается с внутренним состоянием героя. Буря вне часто означает волнения в сердце. Впрочем, и наоборот. Например, когда на улице весна, время любви и радости, лирический герой часто восклицает, что уж лучше б была поздняя осень, тогда хандру можно было б объяснить. В стихотворном романе Пушкина есть строки, в которых весна сравнивается с улыбкой природы, но Онегина она не радует. Здесь контраст помогает читателям и восхититься природой, и посочувствовать герою. В стихотворении «Буря» Александр Сергеевич не противопоставляет героя природе. Там дева на скале краше Луны.
Основные направления пейзажной лирики Пушкина: средняя полоса России и Кавказ.
Выросший в центре нашей страны, Пушкин с детства восхищался её «печальной красой». Он всё умел передать восхищение метафорами, прекрасными эпитетами. Он сравнивал ветхий домик на закате с пожаром, от чего читатель ощущает тревогу. Известны пушкинские описания зимы, русских вечеров, прогулок в лесу, наступления осени и многое другое. Мы учит эти прекрасные стихи в школе.
Кавказ, впечатливший юного поэта своей прекрасной природой (горами, ручьями), тоже занял большое место в его творчестве. Например, в стихотворении «Обвал» описывается, как Тереку путь преградил огромный валун, сорвавшийся вниз. Гордая река возмутилась, но ей пришлось «примириться» - разлиться, затопить всё вокруг. Пушкин часто одушевлял природу – в этом произведении, например, лес «ропщет».
Пейзажная лирика соединяется с философской. Вот в стихотворении «Виноград» автор говорит, что ему не жаль цветов, раз из них получились такие ягоды, но не жаль будет и их, если из них сделают вино. Пушкин говорит тут и о жизни, о времени, об изменениях и об отношении к ним.
Неразрывно связана эта лирика и с любовной. В стихотворении «Осеннее утро» герой как бы просто описывает то, что видит вокруг себя (сад, камни, ручей), но во всём он видит следы своей любимой. Здесь мы читаем о холодной «руке осени». Часто сезоны у Пушкина, согласно нашему фольклору, похожи на персонажей со своим характером. Для примера стихотворение «Волшебница зима» - этот сезон именно приходит и творит чудеса.
Поэт обращается и к рекам (стихотворение «Дон» примером), и даже к фольклорным персонажам природы («Домовой»). Последнего он просит сохранить родной парк.
Пейзажную лирику не так просто отделить от остального творчества Пушкина, ведь всё гармонично связано.
Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности. Однако человек и природа остаются всегда едины в его творчестве.
Стихотворения раннего периода писателя отличаются стремлением выразить эмоциональное состояние. Поэт обращает внимание на внутренний мир человека. То он склонен к ощущениям одиночества от разлуки с любимой, сопоставляя события осеннему времени года. То выражает бесконечную печаль из-за неразделенной любви через заунывные звуки и тоскливые цвета: "за рощей глас ночной", "в пустынной тьме ночной" ("Певец"). Стихотворения, написанные в это время, характеризуются отсутствием развернутой картины природы. Все мысли сосредоточены на трепетном излиянии эмоций с участием пейзажных зарисовок.
"Воспоминания в Царском Селе" - стихотворение, наделенное, с одной стороны, признаками классицизма. Автор, придерживаясь торжественного слога, свои рассуждения доводит до читателя через образ сада, который для него является идеальным местом для уединения. Среди тени деревьев он глубоко чувствует связь человека и природы. Человек должен, по его мнению, обладать абсолютной свободой от любого гнета. Элементы романтизма также имеют место, позволяя полностью раствориться среди памятников и объектов природы: "Мечтанья...тая, скитаясь по лугам, по рощам молчаливым поэтом забываюсь я". В стихотворении "Птичка" автор стремится к полной независимости, выпуская в весенний период "на волю птичку". В нем находит выражение мотив свободолюбия.
Среди явлений окружающего мира море занимает особое место в творчестве поэта. Южная ссылка дала ему возможность познакомиться с необычными достопримечательностями полуострова Крым. Ему удалось по-новому взглянуть на водное пространство. В произведении "Кто видел край, где роскошью природы" он подчеркивает безграничность пространства: "в морской дали теряются суда", говорит о необыкновенной красоте мест. Море является незаменимым способом поддержания душевных сил поэта в пейзажной лирике. В каждой строфе стихотворения "Погасло дневное светило" чувствуется, как ноет его душевная рана, которая вызывает страдания от воспоминаний: "в очах родились слезы вновь". Непокорная стихия, которая обладает огромной мощью, дорога ему. Она будто разделяет его переживания во время путешествия. Следуя в ссылку, он с волнением и тоской обращается к прошлой жизни.
Следующий этап творчества писателя тесным образом связан с правдивым изображением деревни в одноименном стихотворении. Это излияние взглядов на существование крепостного права на фоне природной красоты, которая дарит ему минуты вдохновения, очищения. "Лазурные равнины" и "тишина полей" дарят настроение для размышлений. Романтический настрой лирического героя там, где "светлые ручьи", "мирный шум дубрав" к концу произведения превращает его в яростного защитника своего народа, выступая против сил, где царствует "барство дикое".
Особую значимость среди стихотворений, относящихся к пейзажной лирике Пушкина, имеют произведения о холодных временах года. Элементы реализма, присутствующие в сочинении "Зимнее утро", подчеркивают искреннюю любовь поэта к родным просторам. Печаль подруги, вызванная мрачностью туч, "вьюга злилась" отражается на состоянии человека. Представление зимней картины зачастую имеет общее настроение с поэтом. Изменение погоды: "Под голубыми небесами великолепными коврами" вносит радость и свет в душу поэта.
Наблюдая за русской природой родного края, А.С. Пушкин всегда видел в ней источник вдохновения. Переживая каждый раз восхищение от созерцания дорогих мест, процесс любования становился для него частью жизни. Это было связано с отражением личного мироощущения благодаря особому восприятию пейзажа.
Необычные картины природы воспроизведены в творчестве любого стихотворца, поскольку человек, ощутив окружающую красоту и гармонию, может отразить в своих сочинениях. Собственно так Пушкин и посвятил себя поэзии. Он с детства замечал всю прелесть родных мест и отражал впоследствии в своих произведениях.
Пушкинская лирика помогает нам окунуться в мир путешествий к морским просторам. Мы можем, вчитываясь, в строчки стихотворения, полюбоваться прекрасным видом на Кавказские горы, отдыхаем в тихом деревенском доме, скачем на тройке лошадей. Читая произведения Александра Сергеевича, мы замечаем, что все времена года у него хороши. Однако все-таки самым любимым из всех является осень. Поэту нравилось увядание природы, исполненной особой грустью. Особенно ярко выделяется его творение «Осень», где Пушкин отображает свой взгляд ко всем временам года. Лето он не любит, весну также недолюбливает. К осенней же поре он относится по-особому. Он сравнивает ее с дитем, которого не боготворят в семье, и с девушкой, заболевшей чахоткой.
С удивительным мастерством Пушкин изображает картину зимней природы в «Зимнем вечере». По-особенному он передает уютный теплый дом. Мы ощущаем комфорт, особенно тогда, когда поэт вспоминает свою няню Арину Родионовну. Читая строки стихотворения, мы уносимся в то место, где тихий вечер, а за окном завывает вьюга, и дорогой тебе человек читает любимые сказки. И продолжением к такой непогоде предшествует морозное утро, ярко и мастерски описанное в творении поэта «Зимнее утро». Пушкин не забывает и о морозной ночи, о которой он тут же упоминает. Как уже упоминалось раньше, у Александра Сергеевича было очень много любимых живописных мест, которые он описывал с любовью. Так, например, море, для него выступало символом свободы, так как поэт всю жизнь стремился к независимости. Водная стихия для нег была как-бы смыслом, и поэтому он очень часто обращался к этому образу.
В последних произведениях поэта можно часто было услышать нотки безысходности, которые были выражены через природные образы. Так, в стихотворении «И вновь я посетил» можно обнаружить одиночество мрачного леса, трагический пейзаж с изображением плохоньких избушек русской деревни. В творении «Деревня» Пушкин через картины природы показал бесправную жизнь крестьян. Именно произведения Пушкина помогают нам наслаждаться природой, видеть все самое в ней прекрасное.
Мне кажется Шинель представляет собой универсальную историю, которая говорит даже не о вечном социальном неравенстве, но о той структуре, которую всегда будут выстраивать для себя люди
Наверное, все думают, что нельзя назвать одну (любимую) погоду, которую можно найти во всех сезонах. Например, жара бывает всегда, но только не зимой. (Если только ты не сидишь в шубе у батареи.) Или дождь тот же. (Все карты зима сбивает!)
Сказка «Либерал» была написана Салтыковым-Щедриным в 1885 году. Конечно, не стоит понимать слово «сказка» как нечто детское, тут скорее совсем наоборот, только взрослый сумеет понять всю суть
Роман Достоевского Преступление и наказание еще раз показывает, насколько человек может перенести всю тяжесть нравственных потрясений, сколько было метаний в мыслях у Раскольникова.
Сказка Цветик-Семицветик под авторством В.П.Катаева – это удивительная и поучительная история о том, как важно уметь желать правильных и хороших вещей и как избегать желаний ненужных и даже вредных.