Очень важно смотреть на мир «своими глазами», иметь свое мнение на все, что происходит вокруг нас и уметь самостоятельно принять решение, опираясь на свои принципы и знания. Родительское воспитание с раннего детства, пример из жизни родителей, ведь ребенок, будто чистый листок бумаги, что начнёшь писать или рисовать, такую и получишь картину потом, - все это начинает формировать человека. Также знания, умения, окружение, религия, мечты формируют мировоззрение. Именно мировоззрение выстраивает в человеке его позицию в жизни и отношение к миру.
От мировоззрения зависят, какие принципы человек сформирует по жизни. Ведь мировоззрение - это далеко не простая совокупность всех взглядов на мир. Не может быть мировоззрения без идеала; идеал требует веры в свое воплощение. Вера же неотделима от любви, человек верит и надеется на то, что он считает святым и дорогим. Именно поэтому мировоззрение - не только знания и осознание, это еще и жизненный процесс, а именно: духовно-практическое освоение мира, в котором миру действительному, миру наличного бытия противопоставляется мир должного, мир идеалов, целей и надежд.
Отсутствие убеждений свидетельствует и отсутствие мировоззрения, мировоззренческой культуры, которые либо не сформировались, или исчезли. Исторический опыт подчеркивает, что важнейшим элементом постижения человеком мира является ее духовно-практическая деятельность, соотношение мотивов и целей, которые поставлены перед собой. Таким образом, мировоззрение является основой потребностей, интересов, целей, мотивов человеческой деятельности по реализации индивидуальных, личностно-общественных и общественных идеалов соответствующей исторической эпохи. Мировоззрение является основой реального утверждения человека во всех сферах его жизнедеятельности, является способом интерпретации бытия человека, формой духовного усвоения и понимания окружающего мира, реальных существующих ценностей, знаний, представлений человека о мире и их целостное, практическое направление и структурно включает в себя наиболее общие структурные элементы общества и духовные компоненты. Поэтому очень важно пополнять свой багаж знаний и умений, следить за новостями и достижениями в мире, чтобы идти в ногу со временем, но иметь собственное видение мира.
Ведь имея собственные убеждения и принципы человек сможет прожить жизнь так, как он хочет и мечтает и никто не сможет навязать ему свое мнение. Так можно избежать много ошибок: нереализованные мечты, прожить, вроде, не свою жизнь, обвинения кого-то в совершенных ошибках. Поэтому важно прислушиваться к советам родителей, много читать, путешествовать, делать добро, общаться с людьми, которые приносят спокойствие в нашу жизнь, непрерывно самосовершенствоваться, мечтать, ставить постоянно новые цели и выполнять их и никогда не изменять своим принципам (разве, что только в лучшую сторону). Тогда можно стать счастливым и уверенным в себе человеком с устойчивыми принципами и мировоззрением.
Человек является частью общества. Оно играет значимую роль в формировании его взглядов, убеждений, интересов. Общество даёт свободу для самореализации и закрепляет в человеке понятие морали. Глубоко отклоняться от устойчивых общепринятых убеждений недопустимо. В противном случае можно, как минимум, столкнуться с подозрительными взглядами окружающих. Мир постоянно меняется, растёт и развивается. Путь к новому строят люди. Основная часть людей, выбрав дорогу, тянет за собой остальных. Отвечая на вопрос, влияют ли культурные изменения на мировоззрение человека, однозначно ответить трудно. Существует горстка отдельных личностей. Их можно назвать странными или смельчаками — неважно. Эти люди остаются преданными своим убеждениям, которые идут вразрез большинства. Как уже было упомянуто, видеть на себе недоумевающие взгляды толпы — дело привычное для человека, решившего идти против всех.
Над этим рассуждали многие писатели. Возьмём «451 градус по Фаренгейту». Главный герой — пожарный, занимающийся сожжением книг. В стране, где разворачиваются события, звучат призывы избавиться от книг. Пропаганда «промывает мозги». Население деградирует. Слепо, как роботы, следует заложенной установке. Но Гай Монтэг, герой произведения, однажды оставляет себе книгу. С этого момента его жизнь круто меняется. Внимание Гая погружается в оставленные человечеством знания на бумаге. Теперь он абсолютно другой человек, не вписывающийся в серое общество. Это яркий пример человека, который не следует за остальными. Он не поддался давлению толпы. Основываясь на новых знаниях, выбрал собственный путь в жизни. Но что заставило его измениться? Книга. Кто пишет книги? Размышляя над этим, становится понятно, что некогда процветающая культура повлияла на мировоззрение героя.
Рассмотрим «Обломов». Читатель видит образ типичного лентяя: лежит в кровати, ничего не делает. Ольга Ильинская — полная противоположность: ведёт активный образ жизни, не тратит время впустую. Когда жизнь сводит парочку вместе, Ольга загорается желанием изменить Илью к лучшему. Героиня заставляет лентяя прогуливаться, даёт ему книги. Обломов делает первый шаг к изменению жизни и даже испытывает радость. Но потом человек возвращается на прежний путь. Путь в никуда, точнее — в кровать. Это было в духе русского дворянства, которое повлияло на поведение Ильи.
Культурные изменения общества не обходят стороной отдельного человека. Но у него есть выбор: принять их или бросить вызов всем.
Мировоззрение человека - это сложная система представлений, которая определяет его отношение к окружающему миру, жизненные ценности, убеждения и нормы поведения. Оно формируется под влиянием различных факторов, таких как семья, образование, религия, культура, социальное окружение и т.д.
В каждом человеке мировоззрение может быть уникальным и зависит от индивидуального опыта и восприятия мира. Однако можно выделить несколько общих компонентов, которые в большей или меньшей степени присутствуют в мировоззрении большинства людей.
Первый компонент - это философский аспект, который связан с пониманием сущности мира и места в нем человека. В рамках этого аспекта возникают такие вопросы, как "Что такое жизнь?", "Какова роль человека в мире?" и т.д. Ответы на эти вопросы в значительной мере определяют отношение человека к жизни и его поведение.
Второй компонент - это религиозный аспект, который связан с верой и духовным развитием. Для многих людей религия является важной составляющей их жизни, она помогает им понимать мир и свое место в нем, определяет их моральные ценности и нормы поведения.
Третий компонент - это социальный аспект, который связан с отношением к обществу и другим людям. В рамках этого аспекта возникают такие вопросы, как "Как должен вести себя человек в обществе?", "Какие правила поведения следует придерживаться?" и т.д. Ответы на эти вопросы формируются под влиянием культуры и социального окружения, в котором живет человек.
Четвертый компонент - это эстетический аспект, который связан с восприятием прекрасного и художественного. Человек формирует свое отношение к искусству и красоте на основе своего индивидуального опыта и восприятия.
В целом, мировоззрение человека формируется под влиянием многих факторов и может быть уникальным для каждого человека. Тем не менее, можно выделить общие компоненты, которые определяют отношение человека к миру и его поведение в нем.
С примерами из литературы
лан-Удэ - это столица Бурятии. Один из старинных городов Сибири. Он находится в долине между двух рек Селенга и Уда. Так сложилось исторически, что в этом городе живут люди разных национальностей, исповедующих различные религии.
А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.
В детстве я думал, что после рождественских праздников наступает весна. А вот в декабре ещё настоящая холодная и серая зима. В конце декабря в магазинах появлялись ёлочные игрушки, блестящие украшения
Летом 1956 года на 184 километре от Москвы сходит человек. Это рассказчик, которого зовут Игнатьич. Игнатьич мечтает работать учителем где-нибудь в сельской местности, подальше от цивилизации
Роман «Поднятая целина» близок к предыдущей работе под названием «Тихий Дон» представлением дальнейшего расцвета творческих сил народа, бурного роста его сознания. Произведение появилось в 1932 году.