Овцебык - краткое содержание рассказа Лескова

Герою повести Василию Петровичу Богословскому 28 лет, хотя он выглядит старше. Это коренастый, сильный и здоровый на вид человек. Его прозвали Овцебыком из-за необычной причёски – двух прядей волос, уложенных  загибающимися валиками по обе стороны лица. Так он пытается скрыть неровности черепа.

В его отношении к жизни и людям воплощаются нормы Евангелия, которое он постоянно читает: герой не заботится о завтрашнем дне, готов отдать ближнему последнюю рубаху. Того же он ждёт и от других: он берёт у знакомых необходимые ему табак, чай, сапоги, не спрашивая разрешения; располагается в чужом доме в ожидании обеда и ночлега. Те, кто не способен относиться к вещам, как он,  просто свиньи.

Овцебык – сын дьячка, он окончил духовную семинарию в Курске. Но его мать напрасно надеялась увидеть его священником, женатым на достойной девушке: её сын не терпит женщин, считая их глупыми. Пожив немного дома, он вскоре исчез. Способность надолго пропадать и ходить пешком на огромные расстояния –  его особенность.

Через полгода выяснилось, что Василий добрался до Казани и поступил в духовную академию. Он прислал матери 25 рублей. Но в академии он не поладил и вернулся в Курск в дом друга Якова Челновского просить найти ему «кондицию». (В это время с ним познакомился автор повести).

Друг уже находил Василию место в семье, где нужно было подготовить во 2 класс гимназии 15-летнего барчонка. Дело закончилось затрещиной, которую отвесил Богословский своему ученику за циничные приставания к молодой жене повара. Он всегда наказывает обидчиков, а о себе говорит: «Меня…обидеть нельзя», в том смысле, что никакое положение для героя не может стать унизительным. Он спит у Челновского на полу; часто, лежа на кладбищенской могилке, читает книги древних авторов. А ещё у героя есть логовища, куда он скрывается, очевидно, залечивать душевные раны.

Очередной раз он пропал на несколько дней, когда увидел еврейских мальчиков-подростков, взятых в рекруты за бродяжничество. Вид больного ребёнка-рекрута на дне телеги и второго, глотающего от голода куски пирога, говорил о безысходности и несчастье, которым нельзя помочь. ведь государственная машина изобрела закон о таких бродяжках.

В ночь, когда пели курские соловьи, Василий Петрович пришёл к Челновскому проститься, отправляясь в пермские края. Обычно молчаливый, в ту ночь он говорил долго и горячо, до самого утра, а потом пропал на 3 года. Речи же его запомнились автору повести: в них осуждались дворяне-фарисеи, которые «брешут» в своих журналах о народе, не зная его; хотят, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.  Овцебык говорил о близости смутных времён, а о себе сокрушался: «Сердце моё не терпит этой цивилизации… Что делать?...Я на ощупь иду».

Герой прожил 2 года у старообрядцев. Ему пришлось жениться, чтоб быть принятым в дворовое хозяйство. Не найдя и здесь близкого его душе мироустройства, столкнувшись с косностью, Василий Петрович возвратился на родину, пошёл в монастырь, но и там  не задержался, был изгнан из монастыря за то, что вёл разговоры с богомольцами, от себя толкуя им о жизни.

Автор помог «бедаку» определиться на должность смотрителя за вырубкой леса к хозяину Барков-хутора Свиридову, который  выкупил себя из крепостничества, имел красивую и умную жену Наталью Петровну и двух дочерей. Рассказчик получил с промежутком два письма от Василия Петровича, в которых он называл свою жизнь постылою, а Свиридова –  «сытым мужланом», на которого гнёт спину голь перекатная. Он пытался говорить с работягами о жизни без господ, которых следует свергнуть, но они таких речей не поняли.

Повесть заканчивается смертью героя, который повесился. После него остались носовой платок, которым Наталья Петровна перевязывала ему рану на руке, две смены белья,  50 рублей для отправки  жене и выписки цитат из Платона

Также читают:

Рассказ Овцебык (читательский дневник)

Овцебык

Популярные сегодня пересказы