Статья «Луч света в темном царстве» была написана Николаем Александровичем Добролюбовым в 1860 году. В заголовке этого произведения отражается образ центральной героини драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» Катерины, отличающейся от окружающих ее ограниченных, завистливых и недобрых людей. После публикации статьи ее заглавие быстро превратилось в распространенный и сегодня фразеологизм, означающий положительное, жизнеутверждающее явление в какой-либо неблагоприятной обстановке.
Первоначально критик упоминает о том, что драматургу прекрасно знакомы все детали существования жителей тогдашней России. В то же время Добролюбов замечает, что Островский не выразил в «Грозе» основную идею, характерную для драмы, где обычно подчеркивается необходимость соблюдать моральные правила, а чрезмерное увлечение страстью завершается для персонажей серьезным наказанием. Однако Катерина, невзирая на нарушение ею супружеского долга, выглядит несчастной жертвой и мученицей, а не преступницей.
Критик также полагает, что в сюжете «Грозы» присутствует чрезмерное количество подробностей, которые лишь затрудняют чтение пьесы. Но Добролюбов считает, что Островский всегда весьма убедительно и достоверно показывает реальную картину окружающей жизни. Николай Александрович обращает внимание и на второстепенных персонажей соответствующей истории, благодаря которым характер Катерины проявляется максимально ярко.
Затем Добролюбов приступает к анализу внутреннего мира и поступков главной героини. По его мнению, образ этой юной женщины является значительным «шагом вперед» не только в творчестве Островского, но и во всей русской литературе того времени. Катерина обладает чрезвычайно цельной и гармоничной натурой, она предпочитает смерть унылому и тоскливому существованию в условиях, совершенно чуждых ее свободолюбивой и открытой душе. Еще до замужества девушка повсеместно видит красоту и ежедневно испытывает радость, считая внутреннее ощущение счастья абсолютно естественным.
Но после вступления в брак с Тихоном Кабановым Катерина оказывается в непривычной для нее атмосфере. Сначала она стремится и в этой семье найти свет и воздух, помечтать и пошалить, как признается сама Катерина сестре своего супруга Варваре. Совместная жизнь с бесхарактерным Тихоном и постоянные нотации свекрови глубоко разочаровывают молодую женщину. Катерина чувствует, что она буквально задыхается в доме мужа.
Прежде основная героиня драмы постоянно ходила в церковь, до самозабвения погружаясь в чтение молитв, но теперь религия не приносит ей желанного душевного успокоения. В сердце Катерины имеется огромное количество любви к людям, природе, Господу. Жену Тихона переполняют созидательная энергия и желание дарить свои чувства окружающим, получая и ответный отклик. Но супруг юной женщины, воля которого давно полностью подавлена его властной и жесткой матерью, прозванной в городе Кабанихой, не в силах понять свою «вторую половинку». Сама Катерина сначала всячески старается любить мужа и заботиться о нем, но вскоре убеждается, что она никогда не станет счастливой в семействе Кабановых.
Рассказав супругу о своей измене, женщина не видит для себя иного выхода, помимо смерти. Добролюбов подчеркивает, что Катерине было крайне нелегко совершить подобный шаг, но она все же вырывается на свободу из ненавистного ей дома ценой собственной жизни. По мнению критика, главная героиня драмы Островского заслуживает уважения благодаря своей решительности, мужеству и умению откровенно признать свою вину.
Майским днём к старому сапожнику, сидящему со своими инструментами на тихой городской улочке, подходит студент и просит быстро починить ему башмаки, поскольку спешит на свидание. Он какое-то время торгуется с мастером
Кажется, движение мимо одного из парадных подъездов некого учреждения никогда не прекращается. Одно худо, взойти по ступеням заветного крылечка в распахнутую настежь дверь
Голодные периоды времени возникали через каждые пять лет, что заставляло проживающих людей в глухих небольших крестьянских селениях перебираться в крупные и небольшие городки
В данной повести рассказ ведется о случае дезертирства, который приобрел в дальнейшем философский характер. Герой произведения Исмаил хотел всеми возможными способами не дать себе умереть