Жизни и творчеству Пушкина посвящено великое множество всякой литературы. Книги, научные монографии и просто статьи, соревнуясь между собой, создают объёмную картину, раскрывая перед нами всё новые и ранее неизвестные грани великого поэта.
Задав высочайшую планку своим творчеством, Пушкин и в поступках, то есть в жизнетворчестве может служить для многих показательным примером.
Для наглядности возьмём его дуэль с Дантесом. Не станем перечислять все перипетии этой истории, нам важен лишь итог. Поэт был тяжело ранен и, промучившись, умер через два дня. Всё. Россия потеряла того, кто задал основной вектор развития нашей литературы с её высокими идеалами о свободе, борьбой против низкопоклонства перед властью и плебейства вообще. И, самое главное, аристократизм духа, вообще не связанный с дворянской спесью по крови.
И в этой связи возникает вопрос: случись на дуэли всё по – другому, если бы не Дантес, а Пушкин сразил своего противника, то остался бы он нашим всё? Честно говоря, это трудно даже представить, потому что убийцей может быть кто угодно, но только не поэт.
При этом совсем неважно, был ли Дантес самостоятельной фигурой или всего лишь орудием, поэт такого масштаба, как Пушкин, не мог сделать этого по определению. Представим, что поэт догадывался, кто стоит за спиной француза, пусть отчаянное положение унижения, в котором он находился, диктовали ему совершать определённые действия, их алгоритм диктовался понятиями о чести и совести, но одна мысль, что он может стать убийцей, глубоко претила ему.
Здесь нужно вспомнить о том, что дуэль с сыном голландского дипломата было как минимум двадцать первой. Все они, так или иначе, оканчивались миром, взаимным удовлетворением сторон. Была ли хоть какая - то вероятность мирного исхода в данном случае? Понятно, что никакой, слишком всё было связано в такой узел, что любой морской или гордиев не шли с ним ни в какое сравнение. Однако и в этом безвыходном положении, по сути припёртый к стене, первый поэт России вряд ли видел себя убийцей.
На что же он рассчитывал? Он был обречён, в этом у него не было никаких сомнений. Если не в этот раз, то в другой. Нельзя защищать ни свою честь, ни честь жены, если кто – то там «наверху» решил, что ты нарушил правила игры, даже если ты и понятия не имеешь, что вообще идёт какая – то игра и в ней есть правила.
Свершилось то, что свершилось. Власть убила поэта и конкретного человека. Она очень хорошо понимала, кого она лишила жизни, но убить поэзию оказалось не под силу даже ей.
Нужно быть благодарными то ли истории, то ли судьбе, то ли Богу за то, что в конечном счёте победила поэзия, а не власть, иначе нас ожидала бы такая жуть и мрак уже с того времени. Моральная победа Поэта позволила развиваться нам как нации. Будем благодарными ему за это и не станем забывать, что любые попытки убить творчество обречены на провал. Это не только логика истории, но и судьбы.