Пьеса А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» входит в цикл пьес под названием «Маленькие трагедии» В каждой пьесе поэт поднимает одну из вечных тем, волнующих людей.
В пьесе «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин пытается ответить на вопрос: совместимы ли в одном человеке гениальность и злодейство.
Во времена А. Пушкина главной версией скоропостижной смерти В. Моцарта было отравление его Антонио Сальери.
В пьесе три действующих персонажа: Сальери (в описываемое время успешный музыкант, теоретик музыки и педагог), Моцарт (австрийский музыкант, композитор), уличный музыкант (слепой старик).
Действие пьесы начинается в доме Сальери.
Музыкант размышляет о своем отношении к искусству музыки, гениальности и ответственности гения за свой талант. О необходимости развивать и беречь свое дарование. Сальери тревожится о том, что Моцарт, его друг и музыкальный гений, безответственно относится к своему дару и признается в своей зависти к нему как композитору.
В процесс размышления внезапно, как вихрь ветра в дом врывается Моцарт. Он приводит с собой уличного музыканта, старика-скрипача. Моцарт предлагает Сальери послушать, как музыкант-самоучка может исказить музыку любого таланта. Старик исполняет отрывок произведения Моцарта. Со смехом расплатившись со стариком, Моцарт отправляет того восвояси. Сальери же возмущен тем, во что можно превратить бессмертное творение.
После ухода старика Моцарт исполняет свое новое произведение, которое поразило Сальери. Но больше всего его поразило то, что о создании такой музыки Моцарт может говорить как о некой безделице.
Договорившись с Моцартом о совместном обеде и проводив его, Сальери снова задумывается о том, что Моцарт слишком легко относится к своему дару. Больше всего его тревожит, что Моцарт не задумывается о необходимости подготовки преемника себе.
Результатом тяжелых раздумий о себе, музыке и Моцарте Сальери приходит к парадоксальному выводу: чтобы оставить в веках величие гения Моцарта, того необходимо остановить. И Сальери принимает решение дать Моцарту яд, который он много лет носит для себя.
Вторая сцена пьесы происходит в трактире.
Моцарт рассказывает Сальери таинственный случай заказа ему Реквиема (заупокойной мессы) неким человеком в черном. Особую странность этой истории придает то, что за заказом никто не пришел.
Моцарта это очень тревожит, ему кажется, что этот человек преследует его.
Сальери, как будто пытаясь отвлечь того от тяжких мыслей, вспоминает о великом драматурге Бомарше.
В диалоге о Бомарше Моцарт высказывает мысль о том, что гений и злодейство не совместимы. В это время Сальери всыпает яд ему в бокал.
Выпив вина, Моцарт исполняет на фортепиано реквием. Сальери, зная, сто дни его друга сочтены плачет.
Почувствовав себя плохо, Моцарт уходит, а Сальери пытается оправдать себя в своих же глазах.
Рассказчик с мужиком по имени Ермолай отправился на охоту. Прежде, чем начать охотиться, они сидели на лужайке и прислушивались к звукам природы.
Одним из основателей детективного жанра считается Чарльз Диккенс и его новелла «Пойман с поличным». История произведения начинается с рассказа главного героя – страхового агента Мелтема. Он рассказывает читателю о том
По жанровой направленности произведение относится к незаконченному сатирическому роману, основная тематика которого заключается в изображении событий, происходящих во время военных действий в начале двадцатого века.
Жанровая направленность произведения определяет его в качестве древнерусского сочинения, автором которого является преподобный Нестор Летописец, основная тематика которого заключается в жизнеописании одного из людей, приравненных к рангу святого