Жрец просит у царя Эдипа из Фив помощи в борьбе с чумой, которая опустошает город. Эдип сообщает, что он послал Креонта к оракулу. Когда Креонт возвращается, он говорит, что чума прекратится, если перед судом предстанет убийца Лая, предыдущего царя Фив. Убийца все еще проживает в городе. Эдип, прибывший в Фивы после смерти Лая, расспрашивает Креонта о подробностях. Креонт объясняет, что Лай был убит неизвестным, когда собирался посоветоваться с оракулом. Эдип клянется отомстить убийце и положить конец чуме.
Эдип обращается к слепому пророку Тиресию. Когда Эдип спрашивает о личности убийцы, Тиресий говорит, что нет смысла знать правду, если она принесет только страдания. Однако когда Эдип оскорбляет Тиресия и обвиняет его в убийстве, тот гневно восклицает, что Эдип сам убил Лая. Эдип это отрицает и говорит, что именно он спас Фивы, которые были под властью сфинкса. Чтобы заставить чудовище уйти, Эдип разгадал его загадку. После успешного освобождения города Эдип стал царем. Когда Тиресий уходит, он сообщает о том, что Эдип является одновременно отцом и братом своих детей.
После того, как Тиресий уходит, Эдип обвиняет Креонта в заговоре. Он предлагает ему либо покинуть Фивы, либо умереть. Их спор прерывается прибытием Иокасты, жены Эдипа и сестры Креонта. Иокаста упрекает Эдипа за безосновательное обвинение Креонта в измене и советует ему не доверять пророчествам.
Рассказ Иокасты об убийстве Лая поражает Эдипа. Убийство очень похоже на случай, произошедший с ним в прошлом. По пути в Фивы, в том же месте, где был убит Лай, он столкнулся с отрядом путешественников, которые угрожали сбить его с дороги. В отместку Эдип убил их всех, кроме одного, который сбежал.
Когда Иокаста снова расспрашивает Эдипа, он объясняет обстоятельства, которые привели его в Фивы. Эдип был воспитан в Коринфе царем Полибом. Однажды он услышал, что не является ему сыном. Чтобы получить ответы, Эдип посетил оракула в Дельфах. Тот ничего не сказал о его рождении, но предсказал, что Эдип убьет отца и жениться на матери. Чтобы обойти пророчество, Эдип бежал из Коринфа.
Вскоре после этого разговора из Коринфа прибывает посланник и сообщает, что царь Полиб мертв. Эдип и Иокаста воспринимают эту новость как доказательство того, что пророчества неточны. Однако посланник заявляет, что Полиб не был настоящим отцом Эдипа. Посланник утверждает, что получил младенца Эдипа от одного из пастухов Лая.
Затем приходит пастух и подтверждает, что он отдал младенца Эдипа посланнику. Однако, на вопрос о происхождении младенца, он упорно хранит молчание. Когда Эдип угрожает убить его, пастух неохотно признает, что младенец был сыном Лая и Иокасты. Лай и Иокаста приказали пастуху убить ребенка, которому было предсказано, что он совершит убийство отца и женится на матери. Пастух сжалился над ребенком и передал его посланнику.
Эдип, понимая, что он действительно совершил все, что ему предсказывали, в горе убегает. Затем на сцену выходит второй посыльный и сообщает о том, что произошло во дворце. Иокаста, больше не способная отрицать правду, повесилась. Эдип, обнаружив ее мертвой, использовал булавки на ее платье, чтобы ослепить себя. Затем безутешный Эдип снова выходит на сцену и оплакивает трагедию своей жизни. Когда прибывает Креонт, Эдип просит изгнать его за свои грехи. Он также просит Креонта заботиться о его маленьких дочерях. Хор оплакивает судьбу Эдипа.
Трагедия Софокла учит читателя поступать по совести, не смотря на превратности судьбы.
Произведение представляет собой во многом изображение Стругацкими актуальной для них действительности, то есть советской эпохи. Поэтому некоторые отсылки и сравнения могут быть не понятными современному читателю.
Джек Лондон родился в Сан-Франциско в 1876 году и прожил не лёгкую жизнь, полную лишений. Родители Лондона знакомятся в Сан-Франциско, мать – Флора преподавала музыку,
Небольшая деревенька, где развиваются события. Здесь живет Макар, он просто без ума от маскарадов, театральных сцен, парень любит весело проводить время и развлекать народ.
Владимир Галактионович Короленко – русский писатель, родившийся в Украине, журналист и общественный деятель, получивший своё признание во времена “царского режима”. Его творчество отмечают