С теоретической точки зрения человек вполне мог бы существовать отдельно от социума, однако можно ли считать такую жизнь полноценной? Я считаю, что нет.
Человек – биологическое существо, но не нужно забывать о том, что еще и социальное. Общество играет важную роль в становлении личности любого из нас. Оно является главным помощником, как в умственном развитии, так нравственном плане тоже. При отсутствии социума человек может остановиться в своем развитии или вообще деградировать. У него может пропасть интерес к жизни, и быт превратится в нудное существование, не имеющее какого-либо смысла. Вне социума человек обречен быть несчастным.
Данный вопрос затрагивали многие писатели, поэты в своих произведениях.
Так М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» показал, как один из героев легенд, которые повествовала старуха Изергиль, отказывался от общества. Рожденный от женщины и орла, Ларра никогда не взаимодействовал с себе подобными. Ранние годы без человеческого окружения стали причиной того, что у Ларры преобладали принципы жизни отца. Оказавшись в социуме, он не пожелал жить в племени, считая себя лучше всех остальных людей. Так автор показывает, что герой жив, но он проживает неполноценную, ненастоящую жизнь. Ларра существует, не имея каких-либо целей и стремлений. М. Горький пытался донести до читателей то, что его герой получил наказание, которое сам себе и нарек, отказавшись от жизни в обществе. Неудивительно, что Ларра хотел покинуть этот мир, ведь отсутствие общества делает человека несчастливым.
М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик» создал персонажа под именем Урус-Кучум-Кильдибаев, который был помещиком и мечтал об исчезновении всех крепостных со своих владений. Когда его желание исполнилось, мужчина стал дичать и у него появились повадки животных и даже медведь вел себя умнее. Писатель так же показал читателям, что люди без социума нравственно деградируют.
Из всего вышеизложенного можно сделать заключение, что человек и общество прочно связаны друг с другом. Без социума любой из нас обречен на никчемное, безынициативное прожигание собственной жизни. Общество являет лучшим учителем, советчиком и другом. Оно удовлетворяет все духовные и психологические потребности, а без них в личности гаснут все человеческие черты, и наступает депрессивное состояние, из которого самостоятельно выйти тяжело.
Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывает жуткую усталость от социума. Он спешит уединиться, чтобы восстановить душевное равновесие.
По прошествии времени, как после болезни наступает выздоровление, так человек вновь жаждет встречи с друзьями, коллегами, потому что он существо коллективное.
Если представить себя героя, который живёт в абсолютно пустом городе, многое становится понятным.
Захочется ли ему носить модную одежду? Стильно стричься и брить бороду? Сочинять музыку? Рисовать? Учить языки? Заниматься развитием своего тела? Самосовершенствоваться, одним словом.
Нет, конечно. Ему не интересно делать это для себя. Быть красивый, модным, интересным, эрудированным, одаренным, творческим человеком он хочет для других. Он так создан.
В одиночестве все стремления направлены на заботу только о физическом теле: жильё, еда, тёплая одежда, самосохранение.
Люди могут управлять силами природы, менять целый мир, только действуя сообща. Ученые совершают открытия, инженеры конструируют сложнейшую технику, рабочие строят, врачи лечат и т.д. Каждый делает свой вклад в общее дело, на благо друг друга.
Особо важен социум для формирования личности ребёнка. Вспомним Маугли, которого почти с рождения воспитывали животные. В конце истории он уходит к своим, себе подобным. Но так бывает только в сказке.
А в жизни дети-маугли, до конца своих дней не могут адаптироваться среди людей. Потому что период, когда закладываются вкусы, привычки, мировоззрение, мироощущение, понимания своего места в “стае”, становление личности, играет решающую роль для человека. Он должен быть со своим видом с младенчества.
Трагична судьба отшельников, которые по разным причинам вынуждены жить в изоляции. Герой поэмы “Мцыри” (М. Лермонтова), попавший волею злого рока в возрасте 6 лет в чужую страну, чахнет от тоски по родным людям, любимой стороне.
Его сердце изнывает от недостатка любви, ласки, любимой природы, речи своего народа, который он слышал с колыбели. Он вне своего общества, душа не может принять то, что предлагает ему судьба – пожизненное пребывание в монастыре.
Юноша изолирован, лишён родовой подпитки, предпочитает умереть, чем жить в неволе среди чуждых ему монахов.
Невыносимые страдания испытывают люди, лишённые привычной среды, изгои, отвергнутые всеми, зачастую это заканчивается трагедией.
Отсутствие той силы (нужности и важности проживания жизни среди себе подобных), которая стимулирует развиваться, думать, познавать новое, учиться любить, сострадать, бороться с жизненными невзгодами, становиться личностью, лидером, приводит к деградации, моральной опустошённости, жизни на грани инстинктов.
Таким образом, человек без общества, без самореализации своего потенциала на благо людей, становится ненужной единицей мироздания, предоставленный сам себе на прозябание и забвение.
Человек-это существо коллективное. Он считается членом общества. Он живет в согласии с обществом, а может быть с ним в ссоре. Это все составляет социум. За этим кругом человек становится депрессивным, подвергается процессу деградации.
Примеры взаимоотношений человека и общества затронули в своих произведениях многие классики русской литературы.
Вопросы взаимосвязей человека и общества в комедии Грибоедова А.С."Горе от ума".
Положительный персонаж этого творения Александр Андреевич Чацкий старается противостоять "фамусовскому обществу", состоящему из ханжей и негодяев дворянского происхождения.
Они считают Чацкого сумасшедшим человеком, с его передовыми идеями и мыслями. Чацкий пропагандирует новые знания, которые он получил за границей, и хочет помочь этим черствым и корыстным людям перейти из "века минувшего" в "век нынешний". Но общество настолько закостенело и застарело, что не может вылезти из болота пороков и цинизма. Чацкий категорически отвергнут "фамусовским обществом" и повергнут в уныние.
Взаимоотношения личности и общества в рассказе Максима Горького "Старуха Изергиль".
В рассказе говорится о двух противоположных образах юношей: Ларры и Данко. Они совершенно непохожи друг на друга.
Ларры-гордый, самоуверенный, тщеславный человек. Рожденный от обычной женщины и горного орла и прожив высоко в горах до смерти отца, вынужден был спуститься к людям вместе с матерью. Он не может ладить с людьми, не уважает старших, не следует законам племени, и поэтому он одинок. Совершив убийство неповинной девушки, народ осудил его и изгнал из своего племени. Такая жизнь для Ларры в одиночестве стала кошмарным наказанием, так как он уже привык жить среди людей. Через несколько лет он вернулся к людям и молил о смерти, но народ не убил его, а оставил наедине с его отчаянием.
Другой человек Данко совершенная противоположность. Он живет для других людей, заботясь о них с любовью. В рассказе старуха рассказывает легенду о поступке этого молодого человека, который озарил путь своему народу пламенным сердцем, вырвав его из груди. Люди вышли из леса на поле, а Данко погиб от раны. Его сердце скатилось на землю и разбилось на множество искр, которые по ночам светятся в степи. О подвиге юноши сложили легенду.
Отсюда можно прийти к выводу, что человеческая жизнь вне общества невозможна. Человек или деградирует, или сходит с ума. Социум необходим для любого человека, чтобы развиваться и творить, обсуждать вопросы и делится мнениями.
Вопрос о том, может ли человек жить вне общества, является довольно сложным и многогранным. С одной стороны, человек – социальное существо, которое нуждается в общении и взаимодействии с другими людьми. Без общения и социальной связи человек быстро начинает испытывать чувство одиночества, а это может привести к различным психическим расстройствам.
Однако, с другой стороны, есть люди, которые предпочитают жить вдали от городской суеты и общества. Они выбирают уединенные места, где им проще сосредоточиться на своей работе или хобби, а также наслаждаться природой и спокойствием. Такие люди обычно не считают себя изгоем или отшельниками, они просто предпочитают жить по-своему.
Но как бы то ни было, жизнь вне общества является крайней мерой, и для большинства людей это не является оптимальным выбором. Общение с другими людьми не только помогает нам расслабиться и получить удовольствие, но также является необходимым условием для социальной адаптации и развития личности.
Таким образом, можно сказать, что человек может жить вне общества, но это будет скорее исключением из правил. Большинству людей необходимо общение и взаимодействие с другими людьми, чтобы чувствовать себя комфортно и удовлетворенным жизнью.
Михаил Александрович Шолохов известен своими проникновенными произведениями и чувственными эпизодами. Одно из самых известных произведений, которое писалось в течение семи лет и позже было экранизировано, является роман Тихий Дон.
Это ироничное название картины, как я понимаю. Не спорю, что мальчик, который играет на балалайке, может хорошо музицировать… Но всё-таки виртуоза представляешь на сцене во фраке. Пусть он юн и хрупок, но все мэтры восхищаются им, устраивают овацию
Произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, а причина этому – главная тема, которая является и основной сюжетной линией, которою, подобно вьюнку, обвивают побочные.
Рассказ начинается с того, что американский посол Хайрам Б. Отис вместе со своим семейством покупает замок у английского лорда Кентервиля. Вместе со старинным замком семья приобретает и живущее в нём на протяжении нескольких веков, привидение.
В пьесе Островского «Бесприданница» описывается жизнь Ларисы Огудаловой – молодой и красивой девушки, чья ранимая душа столкнется с циничным устройством буржуазного общества.