Произведение написано в период эмиграции писателя и выражает его ностальгическое состояние души по оставленной Родине.
Сюжетная линия в рассказе отсутствует, поскольку произведение является монологом автора, вспоминающего один из дней его раннего детства, празднование именин. В роли лирического героя писатель изображает себя самого, выступающего и участником давнего события, и наблюдателем, размышляющем о прошедших временах.
Монолог отражает атмосферу праздничного дня, где царят веселье, счастье, довольство, смех и движение, но в то же время ощущается беспорядок душевного состояния героя, вызванного гнетущей тоской и горечью по прошедшим годам, выражающегося в оторванности писателя от жизненного пространства.
В душе героя ощущаются изменения потока его сознания и мировоззрения в виде эмоциональных перепадов настроения, иллюстрированных художественными описаниями предметов праздничного стола и надвигающейся над усадьбой грозы, предстающей в качестве пыльной, черной тучи, виднеющейся за вековыми березовыми стволами. Осознание провала в темную, не отпускающую бездну акцентируется жгучим светом солнца, ослепляющего сухим степным жаром под тяжестью громадных тучевых облаков, отчего создается впечатление онемения всего живого, будто на радостный мир покушается растущая тишина черного ада и создается впечатление грядущей смертельной погибели.
Нахлынувшие воспоминания героя оставляют в его душе бередящие раны, описывая в качестве собственных переживаний оторванность от родных мест, которая изламывает человека и в физическом плане, и в духовном.
В небольшом по объему тексте произведения кратко, но настолько всеобъемлюще демонстрируются немыслимые страдания героя, выражающиеся в огромном стремлении жить, не отчуждаясь от родины, не находясь в разлуке с теплыми сердцу писателя местами.
Монолог автора, передающий все оттенки бунинского зримого, осязаемого, слышимого мира, воспринимаемого чувствительно и переданного простыми словами, заставляет задумываться об обреченности человеческого земного существования, чувствуя обостренную внутреннюю связь писателя, вынужденного находиться вдали от родной земли, с любимой Россией, проникающую в глубины людского подсознания, подталкивающую к размышлениям о вечных темах в виде смысла жизни, любви, смутном и роковом будущем.
Бунин глубоко переживал эмиграцию в другую страну, более того он печалился не только собственной судьбе, но и о судьбе своей родины. Его отъезд был только следствием и как бы естественным процессом, частью которого стали и многие другие представители российской интеллигенции начала предыдущего века.
В своем рассказе Именины Бунин вспоминает далекие дни, которые он проводил в собственной усадьбе. Бунин относился к привилегированному классу, был урожденным помещиком, поэтому изначально привык к роскоши. Тем не менее, тоскует он не совсем по роскошному существованию.
Понятно дело, такой рассказ в послереволюционную эпоху мог казаться только пережитком буржуазно-имперской эпохи. Писатель вспоминает дорогие бокалы с не менее дорогим вином и подобное. Об этом Маяковский тогда категорично писал «ешь ананасы..», но смысл воспоминаний Бунина не во вкусных пирогах и вине.
Такое простое понимание и является той тьмой, на которую намекает Бунин в рассказе. Наступающая эпоха не способна понять, то чем наслаждается Бунин, эти люди видят только отожравшихся буржуев, которые сидят по усадьбам и празднуют именины, но автор предлагает нам взгляд глазами из этой усадьбы. В этом пространстве обитают глубоко чувствующие люди, переживающие трагедию собственной страны явно и с глубоким пониманием, грядущей эпохи тьмы.
Конечно, теперь для Бунина эти воспоминания – только сон, они растворились как дым, рассеялись и после революции наступила эпоха, которая не смогла стать домом для людей чувствующих и думающих. Писатель говорит как чувствовал себя наследником этого мира, но он стал наследником, у которого отобрали его наследство. При этом речь идет не только об усадьбах и имуществе, но о том укладе существования, чем-то метафизическом, какой-то сути России, которую поглотила тьма.
Также Бунин довольно точно говорит о том чем стала прежняя Россия – только сказочной страной, которая осталась в сознании эмигрантов. Далее мы увидим как диаспоры эмигрантов будут грезить прежней Россией, собственно, эта сказочная страна существует и до сих пор в людях, которые тоскую о Российской империи, хотя такую страну и не видели вообще, только в рассказах писателей подобных Бунину.
Человек - социальное существо. Он не может сформироваться как личность самостоятельно. То, какие решения мы принимаем, как меняем жизненные ценности, зависит от окружающих нас людей.
Это небольшое произведение состоит из пяти строф с разным количеством строк в каждой. Баллада является переводом стихотворения Шиллера.
В современном мире, полном обмана, коррупции, насилия так не хватает чего – то светлого, некой радости. Хочется все остановить и сказать: «Стоп! Люди, давайте, творить добро! Давайте
Счастья в этом рассказе не так много. Герой явно не счастлив. Алехин не находит счастья ни в труде, ни в дружбе, ни в любви.
Прекрасное сочетание летней жизни растений, травы, цветов, прекрасных насекомых вызывает радостное настроение. Поэтому многие родители берут отпуск, именно летом.