Иван Иванович Чимша-Гималайский. Родом из титулованного семейства, в настоящее время является ветеринарным врачом. Изображается в произведении «Крыжовник» персонажем, речью которого отражаются идеи самого писателя. Вдобавок он рассказывает и знакомит собственных приятелей с прошлым родного брата. Жалеет, что он теперь не очень молод, для того чтобы принимать участие в противоборстве против пороков окружающих людей, двигающих к нравственному падению. Постоянно себя критикует, потому что также предрасположен к разным человеческим слабостям и не может никак их победить. Зовет Алехина поторопиться делать добрые дела, пока еще есть время и силы на это.
Николай Иванович Чимша-Гималайский. Младший брат Ивана Ивановича, является аристократом, в настоящий момент землевладелец. Служил в городской черте сановником, слыл скромной и добросердечной личностью. Сильно скучал по сельской местности и деревенскому укладу жизни, от этого у него возникла цель в жизни - приобрести маленькое имение, где-нибудь поближе к естественной среде обитания. Обязательной особенностью дома по его представлению должен был стать крыжовник. Ради исполнения мечты он стал походить на жлоба - жил впроголодь, мала пил, носил одни и те же вещи, которые через некоторое время превратились в лохмотья. Получив желаемое, преобразился в растолстевшего помещика.
Основные действующие лица «Крыжовника», Иван Иванович и Николай Иванович, совсем не похожие друг на друга люди, по-своему представляющие ценность бытия. Только одно, что их связывает - это то, как их зовут. Именно поэтому, Чехов не останавливается и расширяет тематику «футлярности» в своей группе рассказов, в перечень которых умещается три истории. Основным предметом обсуждения данного цикла, автор пытается разбудить народ от бестолковой жизни, от их бесчестных и ничтожных планах. Речью Ивана Ивановича, Чехов пытается разбудить в личности склонность к возвышенным нравственным и духовным идеалам, к осмыслению их жалких стремлений. Особенности главных персонажей в литературной работе Чехова позволяет понять о том периоде, которое было охарактеризовано как эпохой застоя. Цикл трудов литератора показал порядок случившихся историй, протекающих в области социально-государственных связей. Собственными литературными трудами Чехов попытался создать надежду в головах передовых и мыслящих людей, которые могут в полном объеме оказать влияние на протекающие в государстве процессы. Понимание истории «Крыжовник» побуждает призадуматься о насущных проблемах.
Алехин, землевладелец. Рослый, толстый человек сорока лет, большой и длинный волосяной покров на голове добавляет схожесть с живописцем. Землевладелец, увяз в собственных хозяйских вопросах. Помимо трав, дегтя да круп, ему ничего не нужно. Лично занят подворьем до такой степени, что позабыл, как давно принимал ванну. Радуется посетителям, открытый и радушный, обладает огромным жилищем с двумя этажами.
Буркин. Преподаватель школе, приятель Ивана Ивановича. Буркин, как и Алехин, пример «футлярности». Он не может понять подтекста истории, изложенной Иваном Ивановичем, для него это обыкновенная история, не заслуживающая его внимания. Его волнуют абсолютно другие вопросы - дамы, грациозные и восхитительные персонажи. Отстраненный и неразговорчивый. Замкнут в себе.
Пелагея. Симпатичная неопытная служанка Алехина. Осторожная и неслышная, как мышь, ослепила своей неотразимостью Буркина и Ивана Ивановича. Плавно и неприхотливо подносит посетителям поместья полотенца, белую одежку, обслуживает стол, делает свою работу прилежно и добросовестно.
Иван Иванович
Этот персонаж является представителем дворянского сословия. На момент повествования он служит ветеринаром. Именно от лица Иван Ивановича ведется рассказ, и выражаются мысли автора. Герой знакомит своих приятелей с историей своего родного брата. Иван Иванович уже не молод и очень сожалеет, что в силу этого не может так рьяно принимать участие в борьбе против изъянов общества, которые разрушают его в моральном и нравственном плане. Этот человек самокритичен и считает себя подверженным многим слабостям. Совершать добрые дела и поступки – вот то, к чему он взывает Алехина.
Николай Иванович
Главный герой рассказа, младший брат Иван Ивановича. Также является дворянином ставшим помещиком. Служба чиновником не доставляет ему особой радости. Этот кроткий человек с добрым сердцем греет в душе единственную мечту – вернуться в деревню. Ради воплощения её в жизнь он идет на многие ограничения: экономил, ходил в рваной одежде, и даже жениться ему пришлось не по любви. Но исполнить свою мечту ему удалось лишь после смерти жены. Перебравшись в деревню, он стал чувствовать себя важной персоной, вспомнил о своем благородном происхождении и стал просить окружающих обращаться к нему с почтением.
Алехин
Один из второстепенных персонажей произведения. Высокий и тучный сорокалетний мужчина, длинные волосы которого добавляют его образу романтики и схожесть с живописцем. Будучи землевладельцем, он настолько сильно углубился и погряз в своих делах, что абсолютно потерял интерес к чему – то еще. Ему даже трудно припомнить, как давно он мылся. Но, несмотря на большое количество забот, Алехин очень гостеприимный человек и рад принять посетителей в своем большом доме.
Буркин
Данный герой является преподавателем гимназии и приятелем рассказчика. Ему трудно уловить смысл истории, которую поведал товарищам Иван Иванович. Он отстранен, равнодушен, для него нет ничего необычного в произошедшей с Николаем Ивановичем ситуации. Буркина интересую абсолютно противоположные темы – прекрасные девушки, которые вызывают у него восхищение благодаря изящности и грациозности. Этот герой подобно Алехину замкнут лишь в собственном маленьком мире.
Пелагея
Молодая горничная Алехина, обладающая очень привлекательной внешностью. Девушка добросовестно и ненавязчиво выполняет свою работу, при этом оставаясь почти незамеченной, словно мышка. Она подает гостям свежие полотенца и чистую одежду, а за трапезой обслуживает стол.
Данным произведением автор старается пробудить в читателе стремление к моральным ценностям и призвать к осознанию их бессмысленных и ничтожных желаний.
Литературные произведения XIX века отличаются обилием художественных методов изображения происходящего. Модный сентиментализм сменяется реализмом. Основными писателями, использующие реализм
Литература — один из важнейших предметов в школе, влияющий на развитие воображения и интеллекта учеников. Я очень люблю читать, поэтому моим любимым предметом в школе стала литература.
«Мастер и Маргарита» - роман, известный всему миру, одно из величайших произведений М. А. Булгакова. Работу над этим романом писатель продолжал вплоть до своей смерти, но закончить
Повествование о том, что происходит в достаточно старом доме, а также о тех, кто живет в его стенах. Благодаря повествованию мы узнаем, что у дома достаточно обитателей, а множество проблем доставлял дом и его постоянные жители
Начать хотелось бы с того, что автор такого гениального творения, как «Мёртвые души» заканчивает его тем, что говорит о дороге, как о пути, в который нужно отправиться несмотря на многие сложности, которые возникают на пути