Рассказ «Крыжовник» раскрывает роль человека в общем строе жизни. Повествование ведется от лица Ивана Ивановича, он рассказывает историю жизни своего брата Николая. Оба они выросли в деревне, сельская жизнь очень нравилась Николаю. Став старше, он решает быть помещиком и накопить денег на личную усадьбу. Чтобы сидеть на балконе, глядеть на лес, пруд, и наслаждаться крыжовником, выращенным на собственном огороде. Для осуществления этой цели он ведет очень экономную жизнь. Вступает в брак по расчету, причем доводит жену до голодной смерти. Купив наконец имение, Николай чувствует себя полностью счастливым, ест свой любимый, но совершенно не вкусный крыжовник. Крыжовник стал символом его мечты, которая на поверку оказалась кислой. Он совсем не думает о том, как несчастны люди, живущие рядом с ним. Конфликт очевиден.
Раскормленная собака бегает по двору Николая, не в силах даже лаять, в то время, как дети бедняков умирают от недоедания. Новоиспеченный помещик, отгородился ото всего в своем тесном, сытом мирке. Николай преисполнился наглости и чванства, он закрыл глаза на уродливые язвы общества. По мнению Чехова – Николай являет собой пример типичного нравственного падения личности. Чехов как будто спрашивает – как можно быть счастливым в таких обстоятельствах?
Автор выражает свою позицию протеста, против такой жизни через рассказчика – Ивана Ивановича. Иван не может смириться с проявлениями лени и эгоизма брата. Молодость свою, Николай потратил на обретение имения, а ведь за это время он мог помочь обществу. Иван не видит смысла в «ничтожном существовании» Николая и ему подобных.
Наиболее остро конфликт ощущается в ту ночь, когда он ночевал у брата. Иван слышал, как Николай вставал ночью и брал по одной ягодке крыжовника. В этот момент он осознал ужасающий контраст понятий: «наглость и праздность сильных» рядом с «скотоподобием слабых». Эмоции переполняли Ивана Ивановича, ведь вокруг невозможная нищета, лицемерие, ложь, пьянство и вырождение. Тем временем все, что нужно Николаю Ивановичу – это тарелка с кислыми ягодами. Крыжовник со вкусом эгоистичной мечты, с явным привкусом морального падения.
Конфликт рассказа складывается из противопоставления потенциала русской интеллигенции и той жизнью, которую она ведет на самом деле.
Представленный Чеховым конфликт, заставляет читателя невольно задуматься – что для него важнее в жизни: футлярное счастье или реализация своих возможностей на благо человечества.
Автор А.П. Чехов в произведении отражает ничтожные мечты человека. Главный герой добровольно создает себе своеобразный «футляр». Для него мечта о своей усадьбе и выращивании крыжовника стала символом благополучной жизни.
Николай Иванович хотел проживать в шикарной усадьбе, где на земле рос крыжовник. Эта мечта появилась у него из детских воспоминаний, когда он проводил лето в деревне. Для осуществления его мечты у него не было финансовых возможностей, но он стремился достигнуть цели. Он начал карьеру с небольшой должности, но обладал скромным доходом.
Для воплощения мечты он лишал себя разных радостей, которые доступны ему в жизни. Стоит отметить, что из приличного человека он медленно превращался в ужасную личность. Для воплощения мечты он экономил на еде и воде, ходил в плохой одежде. Все деньги он отдавал в банк.
Чтобы приумножить доход, он вступил в брак со старой вдовой. В первом браке женщина не знала подобных ограничений, но мужчина заморил женщину голодом. К своим доходам он присоединил доходы супруги, поэтому купил себе шикарную усадьбу. В усадьбе не было крыжовника, поэтому он купил 20 кустов и высадил их у себя на участке.
После осуществления задуманного плана, он стал жить счастливо в усадьбе, показывая родственнику крыжовник, выросший у него на участке. Он достиг своей заветной цели. При достижении своей цели он истратил жизненные силы, став бесчувственным человеком. Для Николая его поместье стало своеобразным «футляром», где он спрятался от окружающих людей. Теперь основной целью он считал удовлетворение своих желаний.
После этих душевных трансформаций у мужчины возникают серьезные психологические проблемы. При отсутствии собственных идеалов, забыв о благородных целях брат Ивана Ивановича трансформируется в убогого человека.
Чехов в названии произведения отражает глубокий смысл. Дело в том, что Николай стремился исполнить свою мечту, наслаждаясь ценными ягодами. В этот момент крыжовник выступает в качестве определенного символа счастливой жизни. Данный пример заставляет подумать о поставленных в жизни целях.
Опубликовал автор рассказ в 1898 году. Он находится в трилогии вместе с двумя произведениями автора. В трех рассказах поднималась тема узкого мышления человека.
Его персонаж Иван Иванович отражает мысли автора о том, что нельзя радоваться горю чужих людей. Еще автор призывает людей, чтобы они окликались на призывы о помощи, поэтому вам помогут в тяжелом положении. Для Чехова счастье заключается в поступках, приносящих пользу людям. Произведение обладает глубоким смыслом, а автор пытается проанализировать проблему счастья.
Буквально все произведения Антона Павловича Чехова являются классикой и многие перечитывают их и не один раз. Во всех произведениях есть смысл, которые не может не произвести впечатление на читателя. И одним из таких произведений является рассказ "Крыжовник". Часто читатели задаются вопросом в чем же смысл названия этого произведения. Но чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратится к сюжету произведения.
При чтении произведения читатель впечатляется описанием жизни села, общением, которое происходит между людьми 19 века. В основе сюжета показано отношением между братьями. Один находится на государственной службе, а другой трудится врачом. Оба брата относятся к дворянскому сословию, рассудительные и мечтательные. Младший брат на протяжении долгого времени мечтал о собственном имении, где находился бы большой дом и обязательно куст крыжовника. Причем он даже нарисовал картинку, где был не только большой и красивый дом, но еще и кусты крыжовника. Он смог осуществить свою мечту и приобрел участок, на котором располагался дом и буквально сразу же высадил кусты крыжовника в количестве 20 штук. Он стал самым настоящим барином. Как-то раз к нему в гости приезжает старший брат и он ставит на стол тарелку с ягодой крыжовника, начинает есть его с удовольствием. Сначала кажется, что он абсолютно счастлив, ведь его мечта осуществилась и у него все есть. Но как оказалось на самом деле не все так красочно.
В реальности вокруг его имения процветала наглость, праздность, погибло много детей от голода, а многие люди просто спились. Он говорил, что человека должна заботить не только его мечта и ее воплощение, но еще жизнь окружающих людей. И если у человека есть возможность помогать другим людям и совершать добрые дела, то он обязательно должен это делать.
В произведении автора присутствует скорбный реализм, который заключается в способности людей видеть общее в частном и повседневном. Рассказ очень актуален и в современное время, потому что зачастую людей не интересуют проблемы окружающих людей. Каждый заботится только о своем благосостоянии и счастье.
Писатель с помощью главного героя много рассуждает о счастье, о том, что оно такое невозможно и не стоит к нему даже стремится. Ведь то счастье, которое обрел чиновник, хуже горя. Это счастье является символом смерти души, потерянной совести и ума. Не стоит зацикливаться только на своем благополучии, нужно обязательно помнить о своих духовных качествах и не дать душе почерстветь. Сострадание и человечность являются главными признаками высокой духовности человека.
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности.
Сказка П. Бажова « Каменный цветок» - одна из серии сказок под общим названием «Малахитовая шкатулка», написанная в 1938 году.
В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.
Сегодня все больше людей ищут здоровый образ жизни. Жизнь в городе наносит большой ущерб нашему здоровью: постоянный стресс, загрязнение воздуха и сидячая работа имеют вредные последствия
Следует отметить, что на протяжении довольно долгого времени «Декамерон» был запрещен церковью. Неудивительно, ведь среди искрометных рассказов есть весьма провокационные. По сути, данное творение описывает эпоху