Анализ произведения Приговор Кафки

История создания

Франц Кафки написал «Приговор» 22 сентября 1912 года за одну ночь, разом выплеснув на бумагу целый рассказ. Кафка долгое время находился в писательском ступоре, но «Приговор» вернул ему веру в себя, как в творца. Рассказ стал негласной частью сборника «Кары» («Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии»), который Кафка так и не издал.

Жанр

Произведение относят к рассказам из-за небольшого объема и количества действующих лиц.

Краткое содержание

Георг Бендеманн проживает вместе со своим отцом, имеет с ним общее предпринимательское дело, намерен жениться. Георг ведет переписку со своим другом, три года назад переехавшим в Россию. Дела у друга идут плохо, и у него нет денег даже на возвращение на родину, в то время как Георг вполне обеспечен: дело приносит ему хороший доход.

Мы застаем Георга за написанием письма своему другу, он сомневается, нужно ли писать, что в скором времени женится, ведь, по его мнению, это может расстроить друга. Герой приходит в темную комнату отца, дабы тот разрешил его сомнения. Отец уже стар, плохо видит и Георг плохо за ним ухаживает. Главный герой решает не оставить отца одного после своей свадьбы, напротив, он заберет отца с собой в семью и будет о нем заботиться.

После небольшого диалога о сути дела, Георг укладывает отца в постель и накрывает одеялом, спрашивая, хорошо ли тот укрыт (интересно, что на немецком слово «укрыть» очень созвучно с «обмануть»). Отец в гневе: он выскакивает испод одеяла, критикует сына, говорит, что Георг ужасный друг, плохой сын, и что Георг навечно хотел «укрыть» отца. Оказывается, что отец Георга уже давно писал его другу и о предпринимательской его деятельности, и о будущей свадьбе. Отец выносит сыну приговор – казнь водой. Георг выходит на набережную, кричит в истощении, что все-таки любил родителей, и бросается с моста в реку.

Темы

С одной стороны, Кафка поднимает вопрос о безоговорочный власти родителей над детьми, о комплексах родителей, из-за которых страдают дети. Главный герой подчинился отцовской воле и совершил самоубийство, не найдя иной возможности сбежать от родительского гнета.

С другой, Кафка показывает нам притворство, надменность, лицемерие – природные человеческие пороки.

Через метафоричность событий Кафка показывает свое внутреннее стремление к самоубийству.

Герои

В рассказе всего два действующих лица: немощный Георг и его деспот-отец.

Отец стар, почти не зряч, безумен. Сын его, Георг, услужлив, беспокоен и немощен перед волею отца. В рассказе так же упоминается друг Георга, оставшийся в России, но… увы, нельзя сказать утвердительно, существовал ли этот самый друг вообще.

Композиция

Композиция произведения проста. Итог происходящего можно предположить уже по первым строкам, когда автор обращает внимание читателя на реку за окном Георга. Река будто намекает на трагичную судьбу главного героя: он, следуя отцовской воле, шел по течению и, к сожалению, был обречен об это течение разбиться.

2 вариант

Франц Кафка писал свой «Приговор» повинуясь импульсу, наитию. Как будто, одурманенный, не мог не писать и «Приговор» родился за одну только ночь.

Трудно понять логику его произведений, просто читая, не вдумываясь, а точнее, не представляя себя внутри процесса, внутри закрученной и, как бы потерянной в лабиринте мыслей нити.

Писатель отдавал всего себя процессу написания, каждую клеточку души, каждый залом своей психики, каждую частицу структуры своей личности.

Францу Кафке нравился его «Приговор». Одно из немногих, по мнению писателя, этот рассказ стоил внимания читателя. Как и последующие «Процесс» и «Превращение». По замыслу писателя эти произведения должны были войти в один сборник, издать который Кафке было не суждено.

Метафорическая связь этих трех произведений чувствуется даже в названиях, а в сюжете получает полную реализацию фантастики, убивая реальность.

На фоне двух других произведений «Приговор» практически не выглядит фантастикой. Лишь один раз в игру вступает нечто неведомое, что окончательно ломает личность героя и гонит его из комнаты. Но и этому эпизоду читатель может дать логическое объяснение, ссылаясь на законы психологии и психиатрии.

У читателя может сложиться впечатление, что противостояние между двумя мирами, реальным и несообразным со стандартным мышлением человека, наступает с вопроса о друге героя. Происходит окончательное деление его жизни на две части – сознание одного человека и общее сознание двоих.

Не случайно появляется река в начале произведения, в которую в конце бросается Георг с моста. А втор указывает на предопределенность истории жизней отца и сына, окончательное единение их миров, уже без каких-либо посредников.

Посмотрев строки дневника Кафки, датированные следующим днем после написания рассказа, читатель может понять, что именно река была вдохновением для писателя. Писал, не останавливаясь, словно повинуясь потоку реки, несущему его.

Перед написанием «Приговора у писателя несколько месяцев был творческий кризис, от которого Франц Кафка тяжело страдал. Из строк дневника видно страшное напряжение и тяжелый груз, уносимый потоком реки.

«Приговор» помог Кафке опять поверить в себя, в свое предназначение быть писателем и творить, освободил от чувства глубокой неудовлетворенности собой, опять возвел на пьедестал радости от занятия тем, к чему стремится душа и постоянной муки.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Приговор Кафки

Анализ произведения Приговор Кафки

Популярные сегодня темы