М.Е Салтыков-Щедрин является одним из самых известных писателей-сатириков XIX века. Автор создал десятки произведений в различных жанрах (повести, очерки, романы), но самым излюбленным для автора стал жанр сказки. Практически все работы писателя созданы в форме сатиры, с помощью которой Щедрин критиковал несовершенство современного русского общества. В частности, его возмущала вопиющая социальная несправедливость, проявляющаяся в господском отношении власти к народу, а также рабская покорность самого народа по отношению к чиновникам.
Так, например, в романе «История одного города» Щедрин в скрытой сатирической форме рассказывает о проблемах русского общества. За образом города Глупова, где происходят события произведения, стоит целая страна – Россия. В комическом сюжете «Истории…» раскрывается резко негативное отношение автора к несправедливому российскому обществу. Основным литературным приемом в произведении является гротеск (преувеличение), который достигается в результате объединения двух составляющих – фантастической и реалистической. Благодаря этому приему Салтыков-Щедрин ярко демонстрирует уродство и комичность реальной жизни в стране. Описание персонажей также построено на гротеске, когда автор придает герою нехарактерные для человека свойства (у градоначальника в голове был встроен механизм, срабатывающий только на два слова - «не потерплю» и «разорю»).
Читатель должен самостоятельно разобраться в том, какой смысл заложен в романе, определить, какая реальность спрятана за ширмой полуфантастического мира. Произведение довольно сложно для восприятия, так как почти полностью построено на иносказании. Так называемый Эзопов язык используется автором как средство сатирического изображения окружающей действительности.
Несмотря на фантастичность повествования, в романе помимо иносказаний присутствуют также вполне реальные образы. Например, в персонаже Беневоленском скрывается Сперанский, в образе Бурчеева – Аракчеев, а Негодяев есть отражение Павла I. Таким образом, Эзопов язык способствует более глубокому и яркому изображению и пониманию событий окружающей жизни.
В своем романе Салтыков-Щедрин довольно часто прибегает к еще одному необходимому в сатирическом направлении художественному приему – гиперболе. С ее помощью автор в преувеличенном виде показывает истинные лица градоначальников, раскрывает их пороки и недостатки. Писатель использует преувеличение в описании одного из чиновников – как оказалось, голова у него была фаршированная.
В отношении своих персонажей Салтыков-Щедрин использует «злую иронию», обличающую пороки и нелепость реальной жизни. Такое резко отрицательное авторское отношение волей-неволей передается читателям произведения.
Помимо представителей властных структур писатель высмеивает помещиков, а также критикует безволие и покорность простого народа. В сказке «Дикий помещик» показан герой, который живет за счет крестьянского труда и при этом мечтает избавиться от простых людей. Удивительно еще то, что мужики принимают бредовые идеи и приказания своего барина как нечто разумное и великое, а вовсе не как угрозу для себя. Народ в сказке обезличен, впрочем, как и в реальной жизни. Он трудолюбив, покорен и легко управляем.
Таким образом, если проанализировать всю творческую деятельность Салтыкова-Щедрина, то можно заключить, что писатель посвятил свою жизнь борьбе с пороками современного ему российского общества.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 столетия. Основным жанром его произведений является политическая сатира. Во многих его сказках, повестях, романах поднимает наболевшая для Российской действительности тема - угнетение народа крепостным правом. В своих произведениях писатель обличает монархический строй, ставший причиной не только физического, но идеологического рабства населения страны.
Сатира писателя несет в себе авторские особенности, она легко узнаваема и современным читателем. Салтыков-Щедрин в обличении чиновников и крепостников стал продолжателем творческих традиций Н.В.Гоголя. Однако сатира двух великих писателей, не смотря на общность выбранной ими темы, имеет ряд значительных отличий. Саркастическое изображение чиновников в “Ревизоре” проникнуто едкой иронией, но все же оно спокойно, невозмутимо и отчасти бесстрастно. Острая сатира Салтыкова-Щедрина, характерная для его сказок и знаменитой “Истории одного города”, приобретает фантастические, нереальные черты. При помощи гротеска писатель показывает уродливую действительность страны.
Так в сказке “Дикий помещик” автор обнажает паразитическую зависимость дворянства от крепостных. Главный герой даже умыться не может без помощи дворового Сеньки. Помещик живет богато и безбедно благодаря тяжелому каждодневному труду подневольных крестьян, но при этом он злится на них же за то, что они занимают его владения. После исчезновения крепостных глупого помещика, происходит преображение последнего не в самую лучшую сторону. Герой начинает дичать: обрастает шерстью, его ногти становятся длинными и крепкими как когти животных. Помещик охотится в парке, где некогда нежил свое белое мягкое тело, не привыкшее к труду, на зайцев, которых съедает вместе со шкуркой. Гротеско-насмешливая форма приобретает фантастические масштабы в изображении одичавшего дворянина. Салтыков-Щедрин называет свое произведение сказкой. Однако под иносказательной шутливой формой повествования, выбранной писателем, прячется реальная уродливая действительность, сложившаяся в стране.
В знаменитом сатирическом романе “История одного города” писатель смог поднять важные проблемы политической ситуации России. Монархический строй, изживающий себя, породил идеологию рабства. Глуповцы представители не только города Глупов, они олицетворяют русский народ, привыкший смиренно верить в справедливость сложившейся действительности. Жизнь народа трудна, но он безропотно принимает свою участь, выказывая начальниколюбие и небывалую терпимость. Автор сочувствует простым людям, однако их пассивность и безучастность к управлению собственным городом приводит его в недоумение. С едкой иронией Салтыков-Щедрин рисует образы градоначальников Глупова, используя гротекс, иносказательность и фантастический сюжет как основу для обличения их пороков. Так Брудастый вместо головы наделен устройством, способным исполнять две несложные пьесы: “разорю” и “не потерплю”. Герой не превращает своей деятельности даже тогда, когда его “голова” находится в починке у часовых дел мастера. И здесь сам собой напрашивает вопрос: как человек с пустой головой, а то и без нее вовсе может управлять городом? При помощи гротекса писатель обличает правящие верхи, а вместе с тем и монархический строй.
Салтыков-Щедрин посвятил свою творческую деятельность борьбе с угнетением русского народа. Острой сатирой проникнуты его произведения, обличающие пороки современной ему действительности. Писатель не приукрашивает ее, он правдиво отображает политическую ситуацию страны. Автор не оправдывает и пассивность народа, его незрелость и слепоту в самоуправлении. Однако Салтыков-Щедрин оставляет злую иронию в описании горькой жизни простых обывателей. Писатель верит в светлое будущее своей страны и ее народа.
Дружба является одной из самых необходимых и важных вещей в нашем мире. Любой человек, вне зависимости от личности, желает найти друга, на которого можно положиться в любой беде.
Сказка Кот в сапогах написана французским писателем Шарлем Перро в XVII веке. Действие начинается с раздела имущества в семье мельника
Владимир Кудревич написал картину «Утро весны» в стиле импрессионистов. Эти художники использовали много цветовых пятен и яркие цвета.
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий поэт и драматург. Его творчество покоряет сердце, он один из тех, кто в своем творчестве, опирается на образ природного мира. Последние годы жизни Михаила Юрьевича
Герои встречаются на базаре и поп предлагает Балде работу у него в доме плотником, конюхом, поваром. Поскольку поп отличается жадностью и скупостью он обещает