Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.
Сюжетная линия комедии выстраивается вокруг событий, происходящих в небольшом уездном городке, местное чиновничество которого с ужасом ожидает приезда столичного проверяющего ревизора. Насмерть перепуганные чиновники ошибочно определяют в качестве проверяющего главного персонажа произведения Хлестакова, пытаясь ублажить его и произвести наилучшее впечатление. При этом сам герой до последнего момента не догадывается о причинах происходящих с ним перепитий.
Композиционная структура произведения представляется в виде бытового анекдота, в котором правдоподобные образы героев утрируются, демонстрируя негативные человеческие качества в виде взяточничества, казнокрадства, лживого обмана, сластолюбия, пошлости, алчности, предательства. Используя художественные приемы сатиры, писатель акцентирует внимание на злободневности извечных проблем российских чиновников, погрязших в корыстолюбии и самоуправстве.
Основу комедии составляет социально-общественная тематика, сочетающаяся в произведении с любовным конфликтом, обыгранным автором с применением фарса.
Основными героями комедии являются представители чиновничьего класса уездного городка в лице Городничего Антона Антоновича, жадного и вороватого государственного служащего, его жены Анны Андреевны и дочери Марии Антоновны, глупых, скучающих барышень, городских служащих различного ранга и чина, отличающихся бюрократизмом, воровством и произволом, и, конечно же, Иван Александрович Хлестаков, представленный автором в образе приезжего ревизора, на самом деле являющимся мелким чиновником, случайно оказавшимся в городе.
Отличительной особенностью комедии является отсутствие в ней героев положительного характера, поскольку все персонажи представляются писателем в образе порочных, лицемерных, беспринципных, вульгарных личностей, обладающих чертами представителей тогдашнего российского общества.
Главным достоинством произведения, которое отмечают многие литературоведы, является сатирическое мастерство писателя, сумевшего точно, ярко и психологически изобразить реальность русской действительности.
Произведение создается в момент перерыва написания «Мертвых душ» в связи с идеей, поданной автору Пушкиным А.С., обратиться к сатире, высмеивающей общественные пороки и высший свет.
Жанровая направленность произведения определяется в качестве социально-сатирической комедии в реалистическом стиле.
Основной тематикой комедии является изображение общественных пороков, чиновничества и его беспредела, лицемерия, духовной бедности и человеческой глупости, подчеркнутые острым, сатиричным, язвительным повествовательным языком. При этом автор использует неповторимую речевую манеру для каждого персонажа, характеризующую и обличающую его.
Композиционная структура произведения является кольцевой в отсутствии экспозиции, характеризующейся наличием лишь отрицательных персонажей, включая главного героя, которые представляются удивительной коллекцией образов, собранных в одной небольшой пьесе.
Главным героем комедии является Иван Александрович Хлестаков, представленный в образе молодого дворянина мелкого чиновничьего чина, хвастливого и глупого повесы. Хлестаков отличается безалаберностью и безответственностью, наплевательски относясь к работе, предпочитая вести праздный образ жизни.
Также главными персонажами являются Осип, представленный в образе слуги главного героя, похожего на него своим характером, но при этом отличающимся житейской мудростью, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, изображенный в образе городничего, мечтающего стать генералом, солидного, дородного господина, являющегося прожженным взяточником, используя свою должность в корыстных целях, а также его супруга Анна Андреевна, сорокалетняя женщина, отличающаяся непроходимой глупостью, и его дочь Марья Антоновна, восемнадцатилетняя девушка, доверчивая и не слишком умная.
В качестве второстепенных персонажей произведения автор представляет Луку Лукича Хлопова, смотрителя училищ, трусливого, робкого подкаблучника, Аммоса Ляпкина-Тяпкина, городского судью, Артемия Филипповича Землянику, занимающегося богоугодными завещаниями, завистливого и льстивого человека, а также Ивана Кузьмича Шпекина, работающего на почте, вскрывающего и прочитывающего чужие отправления.
Главной мыслью произведения является демонстрация прогнившего в бюрократии и взяточничестве российского чиновничества.
История «Ревизор» началась писаться в 1835 году и закончилась в 1842 году, когда Пушкин подсказал сюжет данного произведения и до конца поддерживал выход этой комедии.
Когда прошла первая постановка в театре, то она насторожила многих, и критики заявили, что в нем нет положительного персонажа, на что Гоголь ответил, главный герой произведения это смех.
В 1842 году она приобрела уже законченный вид, который дошёл до нас, где высмеял чиновничество в образах различных профессий.
Ирония рассказа заключается, в том что один из чиновников получает письмо на счёт визита ревизора, ожидая его городские помещики придумывают сами по себе, находя не того человека по фамилии Хлестаков. Весь юмор вертится вокруг чиновников, которые обхаживают и льстят ему в надежде, чтобы ревизор к ним отнесся снисходительно и простил их погрешности.
Сам Хлестаков один из чиновников Петербурга попутно проезжавший мимо этого городка поневоле становится вруном - ревизоров, который обводит вокруг пальца почти весь испуганный проверкой город. Он так вживается в роль, что даже забывается об истине, о том, что он сам по уши в долгах и совсем не является тем, за кого приняли горожане. Давно он не имел такую честь и призвание, которым наградил его весь город. Пытаясь ему, понравится за счет этого, и быть прощенным за содеянные преступления в профессиональной деятельности.
Рассказ «Ревизор» описывает городской беспорядок, которого создали чиновники, для удобной среды своих не добрый дел и обдирательств. Комедия остаётся актуальной во все времена жизни, так как и по сей день есть такие же люди образы, которых раскрывает данный рассказ.
Гоголь не говорит, о каком-то конкретном городе, так как эта тема затрагивает всю Россию, где разбросаны такие же ненасытные чиновники не справедливо властвующие над всем городом.
В рассказе он не хочет, обвинить во всем происходящем кого либо, та как каждый вносит в нее свою лепту греха, создающий большой порок зла и не чисти. Автор пишет рассказ в надежде исправить алчность, лицемерие и лживость этого мира, сократив в каждом жадность к взяточничеству и порок.
Многие критики не восприняли данную комедию, посчитав, как же держится мир, если в нем столько плохого, кто-то оценил, что Гоголь правильно выбрал путь самовыражения, а кто-то сказал что произведение превосходное. Как бы ни было, один раз прочитав «Ревизор» мы понимаем, что Гоголь не зря писал его, и кто сумеет все еще хранит в себе глубокий смысл, через которого познал все хорошее.
Данное произведение в утрированной форме едко высмеивает нравы российского чиновничества и общества в целом.
В пьесе Гоголь изображает, прежде всего, ряд должностных лиц, поставивших себя в глупое и смешное положение в связи с приездом в этот провинциальный городок Хлестакова.
Образы действующих лиц произведения, конечно, даны в комичной форме, так как автор и ставил своей целью, прежде всего, высмеять типичные фигуры русской жизни. Однако нельзя сказать, что они не реалистичны. Гоголю хорошо удалось показать именно характерные черты, которые современники (да и потомки) видели неоднократно в своем окружении и общаясь с представителями государственного аппарата.
Например, городничий показан все же неглупым человеком, так как иначе было бы непонятно, как он смог в течение долгого времени сохранять свою должность и противостоять попыткам его «подсидеть». Глава города берет взятки. Он, конечно, понимает противозаконности и безнравственность подобных своих деяний, но считает коррупцию установившейся нормальной практикой реальной жизни. Он просто присваивает то, что может.
Другие чиновники города призваны наглядно продемонстрировать пагубность для государственных и общественных интересов существующей бюрократической системы. Попечитель богоугодных заведений Земляника держит больных в ужасном состоянии. Смотритель училищ также запустил свою сферу деятельности.
Почтмейстер Шпекин просто из интереса пренебрегает своим долгом и читает чужие письма. Здесь критикуется даже не стремление к наживе, которое, по крайней мере, можно понять, а гнилость самой государственной системы.
Судья Ляпкин-Тяпкин тоже олицетворение коррупции в сочетании с бездарностью.
Авантюрист Хлестаков оставляет всех в дураках, но и он изображен в неприглядном свете. Глупое хвастовство этого персонажа также производит отталкивающее впечатление. Гоголь ввел его в повествование для того, чтобы сделать его смешным.
Другие персонажи, не принадлежащие к чиновному миру, также показаны с отрицательной точки зрения. При этом автор комедии посчитал необходимым все же оттенить образ городничего, сделать его более неприятным. Он показан под каблуком своей жены - достаточно глупой, кокетливой дамы.
Дочь городничего, с которой в финале комедии уезжает Хлестаков, также ничем не лучше и не намного умнее других персонажей.
Местные помещики Бобчинский и Добчинский не разворовывают государственные средства, они просто показаны сплетниками и дураками.
С помощью создания ярких образов глупцов и воров автору удалось изобразить российскую бюрократию в смешной и запоминающейся форме.
Одним из самых интересных и значимых произведений Н. В. Гоголя является поэма «Мертвые души». В ней писатель высмеивает пороки разных слоев общества крепостнической России и создает множество ярких
Первое сентября – начало учебного года. Дети каждый год с началом осени идут в школу, студенты в вузы и колледжи, педагоги на свои рабочие места. Так продолжается уже несколько столетий во всём мире.
Главным героем рассказа Даешь сердце является ветфельдшер, который работает в небольшом селе. Он весьма значимый человек, так как основной сферой деятельностью села является сельское хозяйство
Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей
Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого отражает в себе очень много актуальных тем. Политическая борьба и предстоящая война с Наполеоном открыто делить людей на две категории: люди войны и люди мира