Повесть «Нос» Гоголя относится к сатирическому жанру. Сатира в ней направлена на высмеивание нравов, сложившихся в российском обществе в первой половине XIX века. Характеры героев и окружающая их атмосфера выписаны во вполне реалистичной манере. Сюда не относится лишь один из героев, если его можно так назвать, – это нос. Нос, сбежавший от своего хозяина, майора Ковалева, и непостижимым образом воплотившийся в человеческом облике. «Что за бред?» - именно это, наверное, чаще всего приходит в голову тем, кто впервые начинает читать повесть. Да, нос, разумеется, – фигура полностью фантастическая. Но зачем же Гоголю понадобилось вводить его во вроде бы реалистическое повествование?
А дело в том, что именно при помощи введения этого фантастического элемента он и достигает поставленной художественной цели. Нос как бы ломает все рамки привычного, «разрывает шаблон». И затем автор направляет жало своей сатиры на ограниченных, суеверных, не привыкших задумываться о чем-либо, кроме получения выгод (чинов, денег и продвижения по карьерной лестнице), людей.
Повальное увлечение всякими загадочными, фантастическими явлениями, нелепые слухи, распускаемые вокруг таких явлений, – это то, с чем сам писатель сталкивается в своей повседневной жизни. Подтверждением, что все именно так и было можно найти в дневниковых записях Пушкина, друга Гоголя, который тоже со всем этим сталкивался.
Так что же могло бы ярче и художественнее передать всю нелепость окружающей Гоголя атмосферы, весь комизм слов и поступков верящих во всякую дребедень граждан, чем такой вот нелепый, фантастический, полностью бредовый элемент, как этот нос?
Получается, Гоголь просто-напросто подделывается под логику мысли и изложения и под манеру высказывания подавляющего большинства своих современников.
Сбежавший нос, согласно гоголевскому сюжету живет и действует, как человек. Остается непонятным, как хозяин сбежавшего носа, майор Ковалев, при встрече с неким господином в мундире, выпрыгнувшем из кареты, мог догадаться, что этот господин, почтенный статский советник, и есть его собственный нос. Гоголь умышленно не дает никаких разъяснений. Недоумевать по данному поводу должны все: и майор Ковалев, и все, кому он сообщает эту новость, и рассказчик, от лица которого идет рассказ, и сам автор, и, конечно же, читатель. Интригу эту Гоголь не раскрывает и в конце. Обычно авторы сочинений с подобным нереальным сюжетом в развязке заставляют главного героя проснуться и сообщают, что это был всего лишь сон, но Гоголь не идет по этому пути.
В сочетании реального и фантастического состоит художественное своеобразие повести.
Повесть «Нос» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в первой половине 19 века. Произведение является сатирой на несправедливость общественного уклада страны. Реальное и фантастическое тесно переплетается в повести Гоголя.
В основе повести лежит фантастический сюжет: событие, которое произошло с главным героем – майором Ковалевым. Проснувшись утром, Ковалев обнаруживает загадочную пропажу носа со своего лица. В это же время цирюльник Иван Яковливович, находит нос майора в только что испеченном хлебе. Гоголь использует в повести прем гротеска. По мере развития сюжета, абсурдность событий связанных с носом Ковалева нарастает. Нос оказывается олицетворенным. Он ведет себя как человек, по мундиру и шляпе с плюмажем, Ковалев обличает в нем статского советника. Нос майора посещает церковь, гуляет по улицам, даже собирается уехать в Ригу. Но самое необычное, что жители города, да и сам Ковалев, относятся к этому обыденно, появление носа в мундире совершенно не удивляет и не трогает их.
Реальность в повети «Нос» описана писателем, как в деталях, так и крупным планом. Характеристика героев, их быт, общественная жизнь – все это соответствует действительности того времени. Также ощущение правдоподобности добавляют даты: нос отсутствовал ровно две недели с момента своего исчезновения. Отдельным героем повести является Петербург. Мистический, странный, полусумасшедший город занимает центральное место в повествовании. Именно Петербург, город, где цену человеку предают вещи, звания, мундиры, а не мысли и чувства, становится местом, где и происходят фантастический события повести. Призрачная петербуржская жизнь, во всей ее противоречивости правилам и нормам человеческого существования предоставлена в повести «Нос».
Автор поднимает в произведение актуальные для своего времени проблемы. Гоголь обращается к фантастической форме изложения, чтобы показать всю комичность и нелепость общественного уклада страны. Главный герой повести Ковалев стремится к успешной карьере, для него потеря носа является настоящей трагедией. Однако «трагедия» заключается лишь в том, что без носа ему не появится в официальном учреждении, не прогуляться по проспекту, не посетить светское общество. Для героя, также как и для общества, большое значение имеет социальный статус, а не душевные качества.
Весьма интересно, что нос опережает главного героя по «карьерной лестнице» на три ранга. Напыщенный нос – это имидж, созданный Ковалевым. В повети Гоголя он может существовать отдельно от личности: нос начинает жить полноценной жизнью, а единственным препятствием для поездки за границу становится фальшивый паспорт. А вот личности без имиджа приходится очень трудно: гоголевский герой оказывается совершенно потерян, он не может вести прежнюю светскую жизнь. Таким образом, высокое положение и чин личности в повести Гоголя ценятся больше самой личности.
Мужик - простой крестьянин, он умеет всё: охотиться, ловить рыбу, разжигать костёр, строить лодку и т. д. Он спас двух генералов от неминуемой гибели от голода. Он исполнителен и добр
Данная картина написана замечательной художницей Верой Александровной Репка в 1971 году. Полотно очень живое с главной героиней. Мы видим хрупкую девушку, которая сидит за рулем троллейбуса или автобуса.
Каждый человек имеет свою родину. Это место, которое для человека является самым родным. Где бы далеко не был человек, родной край всегда будет звать его. Здесь всё родное и близкое. Мы бегали маленькими детьми
Все дети начинают своё знакомство с окружающим миром в родительском доме. Здесь окружают теплом и заботой самые значимые люди: родители, братья и сестры. Семья нужна ребенку чтобы выжить в большом, разнообразном, непонятном для него мире
Рассказ «Крыжовник» раскрывает роль человека в общем строе жизни. Повествование ведется от лица Ивана Ивановича, он рассказывает историю жизни своего брата Николая. Оба они выросли в деревне