Комедия Николая Гоголя «Ревизор», затрагивающая острые социальные темы, не сразу была воплощена на сцене. В ней автор высмеивал такие пороки как бюрократизм, глупость, чиновничий произвол. Представители власти боялись, что комедия может побудить представителей радикально настроенной молодежи устраивать митинг, восстание и иные бунты. Конечно же, это могло повлечь за собой и свержение монархии, и государственный переворот. По этой причине потребовалось много времени, чтобы комедия была показана на сцене.
Русский поэт Василий Жуковский долго боролся за то, чтобы произведение было показано в театре. Он убеждал императора, что в «Ревизоре» нет прямых побуждений к восстаниям против власти, что это безобидное произведение. Таким образом, в 1836 году комедия «Ревизор» была показана в столичном театре. Николай Гоголь не был доволен тем, как актеры сыграли свои роли. Исполнители не смогли выразить тех переживаний и чувств, которые автор вложил в пьесу. Представление было несколько пародийным, авторские ремарки не соблюдались. Император Николай I был возмущен произведением, но, не стал репрессировать писателя.
Комедия «Ревизор» часто ставилась в кружках поэтами, режиссерами и актерами-любителями. Многие эти постановки были подпольными. Каждое из представлений было особенным, необычным.
Интерес к комедии сохранился и в XX веке. В 1926 году комедия была показана в московском театре в воплощении режиссера Мейерхольда. Он по-новому показал «Ревизора». Актерами были простые люди, поэтому режиссеру удалось сохранить ту обыденность, ту повседневность, которая была задумана драматургом. В немой сцене вместо артистов действовали огромные куклы. Это помогло передать чувство обреченность, предсказанности, которые были переданы и в пьесе.
С тех пор комедия «Ревизор» постоянно показывается в московском театре сатиры. Увидеть представление можно не только в столичных театрах, но и во многих региональных учреждениях культуры. Произведение никогда не потеряет своей актуальности, поэтому всегда будет ставиться в театрах. Многие современные режиссеры видят в старой комедии новое, по-новому раскрывают проблемы, поднятые автором, с поправкой на современное время.
У комедии «Ревизор» долгая и длительная история. Автору и его единомышленникам пришлось многое пройти, чтобы его произведение было показано в театре. Однако, произведение и сегодня входит в репертуар многих театров.
В своей комедийной пьесе «Ревизор» Н.В.Гоголь отразил множество пороков бюрократической системы России девятнадцатого века. По сей день эта тема является актуальной, а спектакли ставят во многих театрах мира. В современных постановках присутствуют различные дополнения и изменения, но общий сюжет всегда остается прежним.
Разрешение к постановке спектакля было получено в 1836 году от цензора Оделькопа. По его заключению следовало, что пьеса не содержит ничего предосудительного.
Впервые комедия была напечатана в марте, а в апреле ее уже можно было посмотреть в театральном исполнении. Первый спектакль состоялся в Александрийском театре в Петербурге. Роль городничего сыграл И.И.Сосницкий. На премьере присутствовал сам император Николай Первый.
Недоволен спектаклем был сам Н.В.Гоголь. По его мнению, игра артистов была надменной, а пьеса превратилась в фарс и карикатуру. Не порадовал Николая Васильевича и внешний вид исполнителей главных ролей. Они были вздыбленные, неуклюжие и неаккуратные, а сам сюжет был лишен действительности и жизненности, был не достаточно житейским. Последняя сцена, которая была задумана как немая, тоже не удалась. Занавес опустился сразу после заключительной фразы. Задуманных автором окаменелых и устрашенных лиц не было представлено.
В мае этого же года спектакль был поставлен и в Малом театре в Москве. Там городничего сыграл М.С.Щепкин. Московская премьера имела больший успех и была ближе к гоголевскому восприятию комедии. Ее постановщиками были профессиональные писатели Достоевский и Некрасов, вместе с кружком литераторов.
В обществе комедия Гоголя вызвала самые противоречивые мнения. Многие смеялись над комедией. Но были и недовольные зрители. Таковыми оказались чиновники, которые присутствовали на представлениях. Они увидели в пьесе глубокий разоблачительный смысл, были перепуганы и взбудоражены. Для них комическая пьеса выглядела как государственное посягательство, нападение на придерживающие власти. Своей комедией Гоголь поставил на всеобщее обозрение чиновничье племя. Этого они ему не могли простить. Писателя начали обвинять в разрушении устоев общества и называть бунтовщиком.
Спустя век Хлестаков продолжал проживать на сценах разных театров. В 1926 году новшества в спектакль внес Мейерхольд. Он вывел на подмостки актеров без масок и грима. Немая сцена, в которой вся труппа становилась перед зрителем как окаменевшие куклы, вызвала настоящий восторг и восхищение. Именно такой хотел видеть завязку Гоголь.
Для Московского театра Сатиры пьеса «Ревизор» стала обязательной. Ее продолжают играть, меняя только актерский состав. Старые проблемы переходят на новые, но сюжет остается прежним, имея все тех же Хлестаковых и городничих.
Стоит сказать, что великим классиком была представлена данная история, которая собрала в себе показательные элементы, говорящие о том, что в российской системе существует множество проблем, связанных с бюрократизмом и прочими недостатками. В сценической истории «Ревизора» не содержится единой финальной линии, которая бы приводила читателя к точному осознанию того, что ждет героев произведения в дальнейшем. Стоит сказать, что пьеса остается актуальной и по сей день, и из-за того, что проблемы, которые ставил автор, по-прежнему являются живыми и насущными, они продолжают затрагивать простых людей, и именно поэтому, писатель хотел разобраться в существующих проблемах.
Из-за того, что в данной пьесе присутствовало множество сатирических и иронических моментов, она не смогла выйти в свет сразу после написания. Жуковский старался всяческим образом поддерживать идею того, чтобы она была написана и издана. Он сумел объяснить представителям власти тот факт, что она не призвана совершать какие-либо революционные настроения в стране. Когда данное произведение было впервые поставлено в качестве театральной постановки, стоит сказать, что актеры не смогли передать всех эмоций и переживаний тех персонажей, которых раскрыл Гоголь в своем замечательном произведении. Роль немой сцены был особо важен в данной работе, однако, актеры не сыграли испуганных героев пьесы. В дальнейшем, произведение все же было понято правильным образом, и следующие постановки доказали то, что произведение затрагивает действительно живые и важные темы.
Образ такого персонажа, как Хлестаков, не потерял своей актуальности и в двадцатом веке. Когда в моменте немой сцены, Мейерхольдом были показаны куклы в человеческий рост вместо живых людей, то это позволило ощутить всю атмосферу произведения именно такой, какой ее задумал автор. Благодаря этому, в театрах, данное произведение было закреплено за основное, и оно продолжает ставиться и по сей день, рассказывая столь замечательную и удивительную историю, которая случилась с жителями одного из городов. Меняются актеры, поколения, но произведение продолжает оставаться актуальным и по сей день. Об этом говорит и большое внимание зарубежных стран на данную историю с таким необычайным и неординарным сюжетом, персонажи которого являются живыми, яркими и символичными. Гоголь создал нечто по-настоящему уникальное, содержащее в себе призыв того, что нужно вести честную и справедливую жизнь.
Тихий и спокойный вечер изображен на картине Г.Г. Нисского «Февраль Подмосковье». Картина написана народным художником, живописцем, чьё творчество поражает многих, на большинстве его картин изображена природа, со всей ее непревзойдённой красотой
Поэма Николая Алексеевича Некрасова, является первым произведением в мировой и русской литературе, где главным народом является русский народ. Точнее, простой русский мужик, у которого: «Цепями руки кручены, железом ноги кованы».
Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций
Роман «Отцы и дети» принято считать прежде всего социальным. На его станицах разворачивается череда самых разнообразных конфликтов: молодости и старости, аристократии и разночинцев
В своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.