Помещик Ноздрев ‒ один из наиболее ярких персонажей в поэме «Мертвые души». Для того чтобы рассказать о характере Ноздрева, автор подробно описывает усадьбу, которой владеет помещик.
В первую очередь становится понятно, что всеми делами поместья занимается приказчик. Сам Ноздрев не интересуется делами усадьбы, но считает своим непосредственным долгом постоянно ругать приказчика. На него помещик также списывает все имеющиеся проблемы, считая подлецом.
Основную часть владений занимают обширные поля, мастерские, конюшни, есть даже небольшой пруд. При этом автор не рассказывает ни о самом господском доме, ни о том, как на территории поместья размещаются крестьяне.
Особый акцент сделан на конюшни, которые выступают как главная достопримечательность усадьбы. Как оказалось, помещик любит играть в карты и часто проигрывает, так лучших коней в своем хозяйстве он уже проиграл. Конюшни практически пусты, осталось только пара кобыл и неказистого вида жеребец.
С особенным хвастовством помещик показывает волчонка, которого держит на привязи и кормит сырым мясом. В будущем он хочет держать у себя настоящего дикого зверя. В том, как он восхищается красотой зверя и его превосходством над остальными животными, проглядывает истинная звериная природа Ноздрева.
Собаки ‒ тоже по-настоящему дороги помещику. Складывается впечатление, что тот любит своих питомцев больше, чем собственную семью. Собак у него огромное количество, самых разных пород и расцветок. Заметно, что и собаки очень рады приходу хозяина.
Когда гости подходят к пруду, становится понятно, что Ноздрев очень любит прихвастнуть. Он рассказывает, что в его небольшом пруду водится действительно огромная рыба, да такого размера, что пара человек с трудом вытаскивают одну рыбину.
Несмотря на хвастовство помещика, сама усадьба находится в заметном запустении. Об этом говорят и заросшие кочками поля, по которым пришлось идти гостям из-за отсутствия приличных дорог, и сломанная водяная мельница, и полузаброшенные кузнечные мастерские. К тому же, поместье расположено в болотистой местности, и из-за отсутствия ухода повсюду царит грязь.
Обстановка в господском доме под стать заброшенным полям. Вся мебель расположена беспорядочно, бестолково, посреди столовой лежат забытые строительные материалы. В кабинете Ноздрева практически отсутствуют книги и бумаги, но зато очень много оружия.
Все в усадьбе Ноздрева говорит о том, что сам помещик ‒ плохой хозяйственник и необразованный человек. Он любит похвастаться, причем приписывает себе еще и те вещи, которые ему не принадлежат. Все его хозяйство находится в упадке, но Ноздрев не придает этому значения.
В ряду «деловых» встреч Чичикова с помещиками по вопросу приобретения мёртвых душ Ноздрёв стоит третьим. У Гоголя каждый образ – это тип, имеющий вневременное общечеловеческое содержание.
Ноздрёв – тип человека, воплощающего хаос, безалаберность, безрассудочность поступков, которые тем разрушительнее, чем большей жизненной энергией наделён носитель этих черт.
В усадьбе этого героя всё несёт отпечаток бездумного отношения к жизни человека-игрока, прохиндея, скандалиста. Зазвав в гости Чичикова и своего зятя, Ноздрёв нимало не конфузится из-за беспорядка, забрызганных извёсткой полов. Посреди гостиной стоят козлы и два работника занимаются побелкой. Нет ни обеда, ни надежды на общепринятое отношение хозяина к гостям.
Ноздрёв два часа таскал их по своей усадьбе в желании похвастать, а на самом деле убедил, что в хозяйстве нет главного – хозяина, как в его мельнице очень символично отсутствует самая необходимая деталь, вращающая колесо.
На конюшне стойла стоят пустыми, а оставшихся двух лошадей и захудалого жеребца горе-помещик готов продать, обменять на что угодно. Тут же держат волчонка. Ноздрёву вздумалось вырастить дикого зверя у себя под носом. Дикость есть в его собственной природе. Она заставляет его драться, наносить увечья, а иногда и самому быть побитому.
Владелец усадьбы демонстрирует пруд и уверяет, что одну рыбину с трудом вытаскивают два человека. Но ни в такой улов, ни в то, что на его поле от множества зайцев не видно земли, никто не верит. А ноздрёвские росказни, что он поймал русака голыми руками, заставляют вспомнить о другом сочинителе – бароне Мюнхгаузене. Правда, гоголевскому герою свойственна не только буйная фантазия, а и грубость, откровенное надувательство; хамское, рваческое отношение к любому попавшему в его цепкие руки человеку.
Безграничная ложь зачастую не имеет никакой видимой пользы. Например, показывая границу своих владений и очевидный знак – пограничный столб, Ноздрёв уверяет гостей, что и за столбом вся земля и лес тоже принадлежат ему.
А поле, которое действительно является его собственностью, превратилось в болото, покрытое кочками. Но помещику до этого нет дела.
Только псарня является предметом заботы Ноздрёва и носит следы порядка. А сам хозяин среди собак всех мастей и пород чувствует себя как отец родной в семействе.
Таким образом, создав картину усадьбы этого помещика, автор показал, что благополучие государства находится под большим вопросом, так как земля, крестьяне, природные угодья находятся во власти нечестных, бездарных, глупых, бескультурных людей, составляющих дворянское сословие.
Галерея помещиков в «Мёртвых душах» Гоголя представлена из совершенно разных типажей, каждый из которых является носителем определённых пороков. Самым вздорным и легкомысленным из них можно назвать Ноздрёва. Лучшей характеристикой героя является описание его хозяйства, которое находится далеко не в идеальном состоянии. Автор показывает, что неухоженность усадьбы напрямую связана с беспорядком в речи и поступках героя, с его бессмысленной жизнью.
Ноздрёв трепетно относится к собакам, чего нельзя сказать об его отношении к людям и даже собственным детям. Он гордится своими псами, особенно диким волком, на которого чем-то сам похож своей страстью к спорам и конфликтам. Ещё Ноздрёв увлекается лошадьми, и с радостью демонстрирует всем приезжим свою конюшню.
Автор отмечает, что герой совсем не замечает упадка в собственной усадьбе. Он гордится и хвастается ею. Ноздрёв привирает во всём, он преувеличивает свои достоинства и приукрашивает рассказы небылицами, причём делает это с такой регулярностью, что сам во всё это верит. Он упивается своими баснями и не замечает, что окружающие ему не верят.
Насущными делами в хозяйстве Ноздрёв не занимается. Он перепоручил их управляющему, на которого постоянно кричит. Ленивый хозяин делает праздным и слугу, и не удивительно, что усадьба помещика постепенно приходит в запустение. Дороги в имении находятся в ужасном состоянии, гостю во время экскурсии по усадьбе пришлось прокладывать себе дорогу по болотной грязи. Но хозяин не видит этого, не желает видеть. Ноздрёв показывает Чичикову свои угодья. На его земле находится пруд, мельница, есть кузницы и мастерские, но нет крепкой хозяйской руки, чтобы навести везде порядок. При должном управлении его хозяйство процветало бы. Но героя по-настоящему интересует только охота.
Внутреннее убранство господского дома тоже не вызывает ничего, кроме удивления. Мебель расставлена как попало, везде беспорядок. Хозяин затеял ремонт в столовой, и строительные материалы просто свалили тут же, на пол. Книг или документов нигде нет, зато множество кинжалов, сабель и ружей. Одной из выразительных художественных деталей в описании усадьбы и личности её владельца является шарманка, которая играла и никак не могла остановиться. Она как бы подтверждает, что хозяин этого захламленного жилища – настоящий хвастун и болтун.
Автор показывает героя с сумбурным и вздорным характером, но при всём его шумном поведении за ним скрывается душевная пустота. Описание усадьбы Ноздрёва помогает читателю охарактеризовать его как непредсказуемого, пустого и невежественного человека.
Это пари главного героя «Героя нашего времени» с мистиком Вуличем стало центром завершающей главы романа – «Фаталист».
Пластов Аркадий Александрович – великий советский художник. Родился в небольшом селе Прислониха, Ульяновской области. Учился художественному ремеслу в Москве
Свой рассказ «Муму» Тургенев написал в 1852 году. История взята из жизни писателя в доме его родной матери.
В романе «451 градус по Фаренгейту» повествуется об обществе, которое погрязло в антиутопии. Это произведение фантастично, представляет мир будущего. Люди получают информацию от экранов телевизоров, радиоприёмников
На картине озорной мальчуган сидит перед портретом старого и уважаемого мужчины в котелке. Рядом с мальчуганом уселся не менее озорной рыжий кот, хитро поглядывающий на хозяина.