В основу рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский Пленник» легли реальные события, происходящие с ним лично в период Кавказской войны при Николае I.
Главный герой произведения – русский офицер Жилин, служивший на Кавказе. По происхождению он являлся обнищавшим дворянином, однако, несмотря на это, был честен, имел добрую душу и чистые намерения. Ростом он был невысок, но достаточно силен. Пожилая мать героя просит навестить ее и тот отправляется к ней вместе с обозом, взяв отпуск. И на пути попадает в плен к татарам, захватившим его с целью выкупа. Происходит это по вине его товарища, офицера Костылина, который проявив невообразимую трусость покидает Жилина, забрав с собой ружьё.
Находясь в плену, Жилин был продан Абдулу, с чьей дочерью – обаятельной девочкой Диной, с течением времени, подружился, вылепливая для нее кукол из глины. Девочка, в ответ, по мере сил и возможностей помогала ему, приносив еду, такую как лепешки, мясо и молоко. Жилину удается наладить взаимоотношения с татарами: он то и дело занимается работой, присматриваясь к людям, и на итог, в сарае его запирают лишь на ночь, поскольку ему удается завоевать доверие татар.
Костылин же, грузный мужичок из богатой помещичьей семьи, отличившийся своей трусостью, также был пойман в плен и попал к тому же хозяину, что и Жилин.
Толстой весьма красноречиво указывает нам на контраст между этими двумя героями. Волевой, мужественный, находчивый Жилин и пассивный, эгоистичный и обделенный умом Костылин. И несмотря на эти явные различия, на протяжении всего рассказа Жилин действительно пытался помочь своему товарищу. Сделав подкоп под сараем, герои намереваются совершить побег, но по вине Костылина терпят неудачу.
Не заботясь о собственной судьбе, на помощь Жилину, в очередной раз, приходит дочь хозяина Дина. Много миль преодолевает Жилин с оковами на ногах, прежде чем встречается с солдатами и казаками.
Однако, основная мысль этого произведения не только лишь в том, чтобы показать пример Жилина как положительного героя и акцентировать внимание на том факте, что всем нам следует брать с него пример, но и в том, насколько глупа и бесчеловечна была Кавказская война, ведь по обе стороны враждующих народов есть как плохие, так и хорошие люди.
Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого создан на реальных исторических событиях. События эти произошли в период войны 1817—1864, когда русские вели вооруженные столкновения с горцами, из - за вхождения в Российскую империю областей Дагестана и Чечни, Прикубанья и Черноморского побережья Северного Кавказа. Материалом для этого произведения послужили обстоятельства из жизни автора на Кавказе, а также воспоминания офицеров и солдат, сражавшихся в той войне.
Главными героями рассказа являются два офицера служившие на Кавказе, это Жилин и Костылин. Жилин был из обедневшей барской семьи, а Костылин из состоятельной. Первый герой не владел огромными физиологическими данными, да он был силен, но не очень высокого роста, отличался умом. Второй герой тяжеловесный мужчина, тучный и слабодушный.
Автор в рассказе изображает взаимоотношения между людьми разных конфессий, возрастов и полов. В рассказе «Кавказский пленник » обнаруживаются недостатки людей, такие как страх, алчность, измена, гордыня, бессердечность, мстительность. Но победу одерживают и доводят рассказ до счастливого конца товарищество, вера, отвага, смелость, сердечность, настойчивость и находчивость.
Герой рассказа Жилин показал себя с положительной стороны. Находясь в плену, он старался наблюдать за людьми, завести с ними знакомство, все время старался себя занять, чем нибудь. В конце концов, это привело его к знакомству с Диной, татарской девочкой. Их нравы очень похожи. Эти персонажи добросердечные, внимательные, храбрые и искрение. Они нашли общий язык, мужчина и маленькая девочка. Дина в ответ Жилину за простые игрушки приносила ему еду, чем помогла выжить ему в плену.
Противоположность Жилину – Костылин, отрицательный персонаж рассказа. В его характере читатель видит страх и робость, и измену при встрече с противником. При встрече татар Костылин в отличие от Жилина, не подумав о своем друге, бросил ружье и отпустил коня. В плену он был пассивен, замкнут, даже не думая о побеге. Считая себя выше татар, он с ними не разговаривал, даже с жителями аула. Его времяпрепровождение занимало лишь ожидание выкупа. А при первом побеге проявились эгоизм и равнодушие к своему товарищу.
Первый побег не получился, и жизнь двух друзей гораздо ухудшилась. Но Жилин продолжал думать о побеге, а в Костылине за весь рассказ проснулся единственный благородный поступок – отказаться от побега, что бы ни создавать лишние препятствия Жилину.
В конце рассказа Жилину все же удается бежать из плена, ну а его друга примерно через месяц доставили еле живого. Основным размышлением рассказа является бесполезность войны. Результат ее как всегда не весел – это бесчисленные потери и жертвы. В тот момент, когда дружба остается вечной.
В рассказе “Кавказский пленник”, написанном в первую очередь для детей, Л.Н. Толстой поднимает множество важных, сложных даже для взрослых людей тем: долг, человеческие отношения, война, самоотверженность.
Рассказ похож на притчу или сказку — персонажи предельно просты, архетипичны, повествование ведётся динамично и просто, главный герой — Жилин — содержит в своём образе все черты, присущие условному “хорошему” человеку: он отважен, честен, умён, справедлив, добр, самоотвержен, инициативен. Его полный антипод — Костылин — вялый, трусливый, слабый и телом, и характером человек. Автор противопоставляет их, попавших в одинаковую ситуацию, друг другу. Так, например, в плен они попадают по разным причинам: Жилин из-за того, что Костылин испугался и бросил его, а Костылин из-за собственной нерасторопности. На требование пленителей написать домой с просьбой о выкупе, Костылин сразу соглашается запросить пять тысяч, Жилин же, не соглашаясь и на три, сбрасывает цену до пятисот. И даже после этого он пишет неправильный адрес — не желает разорять свою мать. Живя в ауле на правах пленных, герои ведут себя по разному: пока Костылин целыми днями спит и ждёт, когда его выкупят, Жилин делает девушкам и детям игрушки, чинит жителям аула часы и прочие вещи, тем самым располагая их к себе. Первая попытка побега проваливается именно из-за Костылина — он не может идти, а Жилин, уверенный, что товарища бросать нельзя, несёт его на своей спине, из-за чего и попадается преследователям. На вторую попытку побега(возможную только благодаря Дине, которую, как написано выше, Жилин, как и многих жителей аула, расположил к себе) Костылин не соглашается, говоря, что не потянет. Это долгое, многогранное, протянутое через весь рассказ сравнение, разумеется, служит только одной цели — показать “что такое хорошо и что такое плохо”.
И если эта тема раскрыта прямо и очевидно, то другая, не менее важная тема, рассматривается более изящно. Это тема войны, отношений между воющими: не государствами и армиями, а обычными людьми. В сцене захвата Жилина в плен, люди, называемые татарами(очевидно, что это чеченцы) воспринимаются им как уродливые, вонючие, грубые, страшные существа. С первых же слов описания жизни Жилина в плену восприятие его изменяется — он видит уже не врагов, а простых людей: рыжебородый, захвативший его в плен и отдавший за долги чернобородому, описывается как грозный мужчина, несмотря на то, что к Жилину он относится негативно; дочка чернободого, Дина, воспринимается Жилиным с долей восхищения — он находит её красивой, робкой, женственной. Его “хозяин”, Абдула, постоянно смеётся, приговаривая “Я — Абдул — хорошо, ты — Иван — хорошо”. Он не избивает(вопреки догадкам Жилина) пленников. Более того, он относится к ним достаточно хорошо, по крайней мере, до первой попытки побега. Даже старик Ходжи, ненавидящий русских и требующий у Абдулы убить пленников, вызывает сочувствие: он ненавидит русских за то, что они разграбили его имение и убили всю его семью. Всю, кроме одного сына, сдавшегося в плен — его старик убил сам. Этому поступку автор не даёт моральной оценки, словно говоря читателю, что это — чужая культура, которую сложно понять. Жилин, наблюдающий жизнь аула, не видит врагов — он видит людей, которые живут, работают, играют, провожают погибших в последний путь, молятся. Точно также и жители(за исключением старика): они либо не видят в нём врага, как Дина; либо видят, но относятся к нему с уважением, как Абдула. Примечательно также, что первая попытка побега проваливается из-за Костылина, а вторая удаётся благодаря Дине. Толстой словно подчёркивает, что врагов в этой ситуации нет — есть простые люди, ведомые человеческими чувствами — страхом, симпатией, благодарностью.
Сбежав из плена, Жилин принимает решение не покидать Кавказ — собственно, в плен он попал, направляясь к матери, просившей его приехать и нашедшей ему невесту — считает, что не судьба. Эти слова, произнесённые героем в самом конце рассказа, раскрывают его название с новой стороны: кавказский пленник — это не Жилин. Точнее, не только он. Кавказские пленники — это все они, русские и чеченцы, поглощённые ненужной им войной.
Этот простой рассказ затрагивает действительно сложные и важные темы, раскрывает их с точки зрения простого человека — Жилин предстаёт перед читателем в первую очередь человеком, а не военным. Суть рассказа — не в отважном русском солдате, сбежавшем из плена, а в добром русском человеке, живущим рядом с теми, кого он считал своими врагами.
Сюжет произведения разворачивается в период Кавказского конфликта. Все описанные в произведение действия разворачивались на самом деле, и являются воспоминаниями самого автора, и его сослуживцев. Жизни и судьбы невероятно разных героев с различными характерами и помыслами переплетаются в картине, но при этом находят различное отображение с точки зрения автора. Например, в произведении показан главный герой, который попадает в плен к своему врагу, но при этом не теряет силу духа и веру в лучшее, он храбрый и могучий воин, и при этом сильный человек. В отличие от него, его товарищ проявляет трусость и слабость, которую писатель осуждает, но при этом понимает, что условия были крайне тяжелыми, и в целом понять даже такого персонажа можно.
Также, в произведении показан героизм маленькой девочки, которая решает помочь русскому офицеру, отпуская его из плена. Она не побоялась того, что семья отречется от нее, и совершила настоящий подвиг. И наконец, читателя знакомят с пожилым человеком, который озлоблен на жизнь из-за того, что война забрала у него всю семью, которую он любил и считал смыслом своего существования. Все показанные персонажи связаны между собой в сюжете произведения.
Главного героя произведения автор наделил фамилией Жилин, при этом ни разу не назвав его по имени. Однажды, будучи на войне, он получает письмо от собственной матери, которая мечтает, чтобы ее сынок приехал к ней и навестил ее, и возможно обрел супругу. Жилин решает отправиться в одиночку, не дожидаясь помощи от своей части. Вместе с ним отправляется товарищ по фамилии Костылин. На своем пути они встречают врагов. Видя то, что они смогут попасть в плен, персонажи ведут себя по-разному. Жилин бежит напрямую к врагу, а Костылин бросает товарища и спасает свою жизнь. Попав в плен к врагу, главный герой не теряет силы духа, за что его даже противник начинает уважать. Также, он проявляет смелость в том эпизоде, когда его просят написать письмо домой, а он указывает неверный адрес, для того, чтобы у его матери не было проблем из-за него. Произведение является ярким примером того, каким должен быть человек, а также оно очень реалистично и интересно.
Произведения искусства могут стать бессмертными, если они оказывают огромное влияние на жизнь людей в разных странах. Это касается разных областях искусства: живописи, музыки, театра, балета, архитектуры и многих других.
Часто можно услышать якобы недоверие - это грех, но это же не значит, что нужно становится рабом подобного теоретического определения и доверять всем и каждому. Доверие - это вообще значение психологического характера
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.
Обычно я ложусь спать ровно в 10 часов вечера, чтобы в 6 утра уже встать и начать собираться в школу. Но в этот раз все пошло не по плану. Уроков задали слишком много, и пришлось немного задержаться. В итоге, спать я легла только к 12 ночи.
Наверное, далеко не каждый задумается о том, что такое внутренний мир человека. И правильно, зачем лишний раз себе засорять мысли, но если вы уж задумались об этом, значит сейчас в вашей жизни оно играет немало важную роль