Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.
Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.
С целью более ярко показать рождающееся общество и его новые идеалы, основа которых деньги и успех, он делает главной героиней бедную женщину, которая не смирилась со своим прозябанием на обочине жизни. На корень всех бед в новом мире намекает название пьесы – «Бесприданница».
Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.
Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.
Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).
Смерть Ларисы, давшая ей свободу, знаменует торжество новой жизни, которая больше похожа на бездушный механизм, равнодушно перемалывающий винтики с их чувствами и стремлениями. Однако в этом произведении Островский не только хотел отразить социальные моменты и трагедию «маленького человека», он показывает не опереточных героев, а образы живых людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями.
«Бесприданница» по праву считается лучшим драматическим творением Островского. С одной стороны, сюжет чем-то схож с «Грозой», однако он куда более широк и современен. Вместе невеж, Диких и Кабановых приходят негоцианты и промышленники. Они управляют предприятиями, торговыми домами.
Песен бурлаков на Волге становится все меньше и меньше. Торжествует буржуазия. Можно сказать, что в сравнении с «Грозою» герои обрели более европеизированное мышление. Однако напыщенный лоск «высшего мира» вовсе не означает отсутствия пороков. Люди все так же расчетливы, пошлы, низки, имеют корыстные стремления, обладают бессовестным цинизмом.
Лариса Огудалова представляется девушкой чуткой, даже ранимой. Ее впечатлительная натура страдает в продажном мире, где все разговоры лишь о деньгах и собственной выгоде. Многие люди готовы покупать или продаваться. Это очень тяготит героиню.
Истинная любовь важна для нее. Ведь двоих сестер мать буквально «продала». Лариса стремится сохранить девичью честь и человеческое достоинство. Она соглашается стать женой Карандышева, поскольку он добрый, хороший человек, уважает ее, любит и ценит. Тем не менее, цинизм присутствует и в нем.
Можно сказать, что герой самоутверждается за счет ее любви. К слову, это можно заметить по тому, что он позвал на прием всех ее бывших фаворитов.
Героиня стремится уйти от повседневности. Ее душа богата и трепетна.
Не лишним будет сказать, что Ларисе свойственная музыкальная лиричность, он не приемлет «товарно-рыночных» отношений, которые так популярны вокруг.
Как и Борис для Катерины, для Ларисы Паратов представляется идеалом мужчины, настоящим спасителем. Однако результат один и тот же. Девушка ошибается, а все недостатки избранника становятся видны невооруженным глазом.
Как и в случае с «Грозой», прозрение трагично.
Лариса устает от того, что никто не видит в ней личность, что ее чувствами пользуются, расценивают ее только лишь как вещь, и ее терпению наступает конец.
Можно сказать, что в пьесе раскрывается трагизм женщин с незаурядной натурой, отвергнувшей несправедливость мира. Смерть в данном случае служит освобождением от неволи и разного рода мытарств. Лариса не только безропотно принимает ее. Но, кажется, она ждала кончины. Ведь это средство облегчения.
К слову, многие из вопросов и проблем, которые поднимает автор, остаются актуальными и спустя столетия, что, безусловно, делает творение гениальным.
Пьеса «Бесприданница» является одним из лучших произведений А.Н. Островского. В нем он описывает буржуазное время с модой на искусство, театры и выставки. Однако если заглянуть в глубь самой человеческой личности того времени, то там можно увидеть присутствие все той же подлости и жадности, описанных и в других произведениях автора. За мнимым спокойствием скрываются корыстные денежные расчеты и небывалый цинизм. Люди готовы покупать то, что не имеет цены. Они сами являются распространителями продажности и лжи.
Основной сюжет пьесы закручен на трагедии человеческой души. Главной героиней произведения «Бесприданница» является Лариса Огудалова – девушка ранимая и добрая. Она талантлива и умна, но главная ее проблема в том, что она – бесприданница. Бесприданницами называли девушек, не имеющих денег и приданного. У таких девушек есть только одна возможность добиться успеха в жизни – это выйти замуж за богатого ухажера. Лариса с самого рождения была малообеспеченной девушкой. И ее женихи просто использовали ее чистую душу.
Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.
А.Н. Островский в «Бесприданнице» подробно описывает обесценивание человеческой души и то время, когда за деньги можно купить практически все. Перед читателем разворачивается настоящая драма, оканчивающаяся гибелью человека. Лариса Огудалова сама идет на эту гибель от безысходности, от постоянного ощущения того, что она просто марионетка в руках общества. Девушка погибает, не найдя понимания и искренности.
В своем произведении «Бесприданница» автор пытается донести убеждение в том, что за деньги можно купить многое, в том числе любовь и друзей, но это все будет не искренним и настоящим. И если сделать хоть один неверный шаг, то эти самые друзья, любовь, власть, купленные за деньги перейдут к тому, у кого полнее кошелек.
Думаю, что тут у многих появляется перед глазами пейзаж вечерней Африки. Такое африканское дерево с приплюснутой кроной в лучах заката. Силуэты жирафов, слонов, львов и зебр… Красота!
Народные сказания удивительным образом забавляют, развлекают, чему-то обучают. Но, и в то же время, идет постоянная борьба среди злых и добрых сил. Постараемся рассказать это на основе одноименной, довольно известной сказки «Морозко».
Этот доктор очень добрый. Он сразу решил помочь человеку, который в беду попал. Но он и очень умный – он не помогал бандиту, который бы его обманул. Не обиделся на грубияна… И вообще, он много учился, чтобы стать доктором.
Солнце – это ведь просто центр нашей галактики. Вокруг него всё и крутится! Оно дарит всем энергию, свет и тепло. Конечно, иногда этого слишком много или мало, но нашей планете повезло – она на оптимальном расстоянии от светила.
Благодаря выходу в свет трогательной истории о взаимоотношениях двух по-своему влюбленных героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи», читатель имеет возможность познакомиться с яркими образами