История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью. Алеко любит как водится человеку цивилизованному, в рамках чего-то, он сильно привязан к Земфире и не хочет отпускать свою избранницу, Земфира любит как водится цыганке, шутя и легко, подобно Луне она озаряет юношу, но потом также свободно как Луна идет дальше и наполняет своим красивым светом другие сердца.
Характерной деталью является упоминание в эпилоге поэмы Константинополя (Стамбула) города, который располагается на стыке двух цивилизаций. Как известно, условная граница, которая разделяет Запад и Восток, пролегает именно через Босфорский пролив, который также делит и этот древний город.
В поэме этим Босфорским проливом является Алеко и его отношение к миру. Он остается одиноким на протяжении всей поэмы, он не может примкнуть ни к одному миру. Как говорит старый цыган, «он хочет только для себя воли» и не рожден для дикой доли, но тут имеется в виду дикая цыганская доля.
Мир цыган существует в гармонии с природой, в поэме он описывается через элементы стихий, через сравнения с чем-то свободным и не ограниченным. Цыгане – вольный народ, который живет согласно собственной свободной природе.
Мир цивилизации описывается только через то от чего Алеко убегает. Молодой человек не хочет более существовать в мире лжи, глупых законов. Ведь, по сути, люди цивилизации существуют именно во лжи, так как (в отличие от цыган) обманывают собственную природу, придумывают нечто дополнительное, какие-то условные надстройки к простому человеческому существованию.
Именно поэтому для Алеко любовь так трудна и так тяжела. По сути, для него любовь тоже остается сводом правил, но, так как он является свободолюбивой личностью, сводом правил для других. Он навязывает вольной цыганке свое понимание любви и хочет сам определить для нее вольную долю и такое намерение является само по себе абсурдным.
Именно поэтому для Земфиры любовь легка и шутлива. Более того, она не перестает любить даже на границе мира живых. Когда Алеко из ревности губит цыганку, она произносит «Умру любя» и подчеркивает «Я песню для себя пою», говоря и своей песне любви.
Цыганка не привязывается ни к чему, хотя ее любовь и является «шуткой», наверное, ее чувство более настоящее по сравнению с ограниченной твердостью Алеко. Земфира пребывает в любви и купается в ней подобно Луне, купающейся в своем свете, также она излучает любовь по собственной воле. Алеко в этом смысле потребитель, он представитель того мира, где вольной любви не осталось.
Сюжетная композиция произведения выстроена вокруг любовных отношений двух главных персонажей поэмы, Алеко и Земфиры, раскрывающихся в ключевом конфликте поэмы, заключающемся в столкновении двух частей человеческого существования в виде современного, цивилизованного мира и первобытного, простого.
Фабула произведения демонстрирует закон, регулирующий определенный жизненный порядок и установленные у отдельных категорий населения ритуалы, осуществляющие своеобразный контроль.
Во вступлении произведения поэт представляет красивую и лиричную экспозицию в виде описания природного ландшафта и организации непритязательного быта цыганского табора, счастливого в своей свободе, единении с природой.
Поэма повествует о бегстве главного персонажа Алеко от влияния загнивающего современного мира в свободное общество цыганского табора, где не существует, с его точки зрения, злодеяний общества и где он находит свою любовь в лице прекрасной Земфиры. Поэт подчеркивает свободолюбие, вольность представителей цыганского табора, но в то же время отмечает их лень, непросвещенность, дикость, нежелание работать, отсутствие любых общественных законов, а также описывает в качестве характерных черт цыган их трусость и робость.
Однако и здесь герой сталкивается с людскими пороками в виде блуда его возлюбленной, тем самым доказывая бесполезность поступков главного героя, желающего обрести личную свободу, покинув неволю душного города, которая даже в среде примитивных людей не дает гарантии обретения истинного человеческого счастья. Поэт изображает образ Алеко в сравнении с перелетными птицами, не имеющими постоянного гнездования.
Повествование в поэме осуществляется с использованием четырехстопного ямба и четырехстопного хорея, которым излагается песня о птице в виде лирического отступления, напоминающего евангелистский текст. Тем самым поэт подчеркивает величайшую божью заповедь о запрете на убийство себе подобного.
Кульминацией произведения является описание сцены у кладбищенской могилы, в которой похоронены главная героиня и ее истинный возлюбленный, убитые ревнивый Алеко, но пред этим этому событию предшествует песня девушки, изложенная поэтом в виде двустопного ямба и представленная в качестве своеобразного предисловия к трагическому финалу.
Передаваемый поэтом смысл поэмы состоит в вечном человеческом поиске счастья, сопровождающегося совершением низменных поступков.
В отличие от многих произведений, входящих в школьную программу, поэма А.С. Пушкина «Цыганы» очень легка в прочтении. Здесь и накал страстей, и очень динамично развивающийся сюжет. Словом, есть всё, что нужно, чтобы захватить читателя и держать его в напряжении до самого конца произведения – до трагической развязки, которая наступает внезапно, но неотвратимо.
Цыгане – вольнолюбивый народ, они не терпят ограничения свободы даже в самом малом. Алеко же грезил о свободе, но это была свобода в его понимании – свобода, по сути, только для него. Он не слишком задумывался о том, что у окружающих тоже есть потребность в свободе – пусть в цыганском понимании она и довольно своеобразна, эта свобода.
Мы не знаем, за какие преступления Алеко вынужден был скрываться среди цыган, об этом в поэме не говорится ни слова. Но то, что в своей прошлой жизни он кому-то чем-то навредил – факт. Из этого можно сделать вывод, что понятие свободы и у него очень своеобразное – свобода только для себя. Он может делать, что хочет. Про окружающих здесь ничего не сказано.
Можно предположить, что именно из-за этой особенности его характера от него и отдалилась так полюбившая его поначалу вольнолюбивая цыганка Земфира. Её поступок, измену, конечно, сложно оправдать. Не смотря ни на что. Но в её образе явно прослеживается, что свобода, воля для неё дороже всего – больше ей ничего не нужно. А Алеко – не тот человек, который считается с чужими личными границами. Как он ни старался влиться в цыганское общество, у него ничего не вышло. Он просто другой, не такой, как они. И никогда таким, как они не станет.
Как итог – Земфира влюбляется в другого. Алеко чувствует, что его любимая женщина уже не с ним, что она не верна ему. Но он не может ничего с этим поделать, потому что у него нет доказательств. Вернее, не было, пока однажды ночью он не проснулся и не пошёл по следам ушедшей к любовнику Земфиры.
Дальше события развиваются стремительно – взбешённый Алеко убивает влюблённых. Как бы сказали сейчас, будучи «в состоянии аффекта». Заканчивается произведение тем, что за своё преступление Алеко был изгнан из табора – пусть его свобода проявляется где-то в другом месте.
Это известная поэма вдохновляла многих людей, повлияла на становление самой Марины Цветаевой. Здесь много философии, чувств, противоречий…
В центре поэмы прекрасная цыганка Земфира, её отец и человек из чужого для них мира – Алеко. Девушка просто привела из пустыни в табор его, разочарованного в цивилизации, желающего стать цыганом – жить вольно и честно, безо всяких притворств и условностей. Но оказалось, что всё не так просто… Земфира полюбила через некоторое время другого – более молодого (цыгана). Она даже не особенно скрывает свои чувства. Даже поёт, мол, надоел мне старый муж. В то же время, она понимает, что её спутник, которому она готова была стать лишь «подругой», может её нового избранника обидеть, побить и подобное. Наверняка, она не понимает, что рискует жизнью – своей и любовника.
Тут её мудрый отец пытается поговорить, но не с ней, чтобы она хранила верность, не с её возлюбленным, чтоб не рисковал – не разрушал «пару», а с самим Алеко. Старик объясняет, что у цыган так заведено – нельзя удерживать человека, если любовь прошла. Они, действительно, свободны. Хотя сам старец пострадал из-за этой манеры – остался с малолетней дочкой, которую бросила мать, полюбившая другого. Он сочувствует сейчас страдающему! Страдальца мучат дурные сны, сжигает злость.
Но трагедия всё-таки происходит, табор хоронит двух убитых ревнивцем. И самое страшное наказание убийце – изгнание. Осиротевший старик произносит известный монолог, который обращен к тому самому гордому человеку с призывом оставить их. Но при этом он желает злодею, чтоб с ним был мир.
В поэме сталкиваются традиции и мнения, понимание «свободы» разными людьми. Земфира умерла со словами любви на губах – своей новой страсти. Её Алеко любил, видимо, больше себя, ведь он не отпустил её с миром. Её с любовником хоронят как «чету», как молодую пару, принявшую смерть за любовь. Старик-отец признаёт, что они все – дикий народ без законов, но убийства они не принимают.
В поэме Пушкин рисует разными средствами текста (визуальными, звучанием) прекрасные картины. Например, в самом начале – описание остановки табора. Голоса героев в диалогах звучат ярко и живо. Что говорить о мастерстве поэта! В эпилоге Александр Сергеевич рассказывает, что часто встречал цыган, но заметил, что и у них нет счастья – одни страсти, которые тоже разрушают всё на своём пути. Меня также очень впечатлил и смысл поэмы, и её язык.
В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главным персонажем является молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Его психологический портрет занимает весомое место в произведении, раскрывая неоднозначность образа.
Данное произведение описывает истории, которые имели место во времена жестокой войны. В повести все эти истории происходят с Иваном, подобные ситуации были на войне со многими детьми
Роман Ивана Гончарова «Обломов» - одно из тех произведений, которое наиболее точно описывает общую картину 19 века, уделяя отдельное внимание социальным и философским вопросам.
Минька и Леля, брат с сестрой, летом вместе с родителями жили на дачи, у хозяев которой был сын Степка. Однажды Минька не поверил Степке, что наша Земля круглая и имеет форму шара
Схожесть Ларры и Данко в рассказе «Старуха Изергиль» в том, что оба они — молодые, красивые, смелые и гордые юноши. Каждый из них является лидером, оба они противопоставляют себя обществу.