Личность и государство в творчестве Пушкина

Проблема личности и государства проходит через большинство произведений Александра Сергеевича. Его творчество можно разделить на две категории: до ссылки и после от этого и зависит отношение самого писателя к государству.

Во времена до ссылки Пушкин демонстрировал несовершенство государственного устроя и к проблемe справедливости через образ правителя. Поэт хотел, чтобы у каждого человека была свобода. Чего стоит его стихотворение "к Чаадаеву". Последние сроки его способны надолго закрепиться в голове, невозможно сосчитать, скольким людям они дают мотивацию каждый день.

...
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

В современной России этот отрывок можно спроецировать на ситуацию с нашими органами управления и наказания, по сей день его изучают в школах, какое же он значение имеет в истории России.

Второй этап творчества Пушкина начинается, когда он проходит ссылку в Михайловском, после которой, поэт осознает, что цельной свободы для каждого не существует, потому что всегда будет угнетенный чужой свободой. К Александру Сергеевичу постепенно приходит мысль, что именно народ управляет и должен управлять властью. По его мнению победа на той стороне, на чьей находится народ. Данная мысль прошла через произведение "Борис Годунов". Эта идея перестала бы быть просто идеей, теорией из книг, на примере восстания декабристов, только взялось одно но. Неуверенность народа. Это был главный камень преткновения, это и помешало выразить недовольство власти, и народ проиграл…

В дальнейшие же годы Пушкина сильно трогает проблема "маленького человека", и рассматривается в множестве произведений: "Станционный смотритель", "Повести Белкина" и главный пример данной темы - "Медный всадник", восхваляющей Петра Первого, среди ключевой проблемы - отношение народа с властью. И снова личность проигрывает.

К сожалению, великий поэт ушел слишком рано, кто знает, что Александр Сергеевич еще мог дать нам, но мы точно знаем, благодаря его произведениям мы уже можем сделать вывод относительно так необходимого нам вектора развития, но, к сожалению, и по сей день люди боятся всего, что мешает развитию нашей страны. Возможно, когда-нибудь в будущем, народ научиться брать волю в кулак и противостоять проблемам сообща. Будем надеяться, что так и будет!

Вариант 2

В раннем творчестве просматривается вариант гуманного, демократичного строя. Почти утопический социализм. Интересно, Пушкин не читал Адама Смита? Рассматривается государь, насколько справедлива его власть. Пушкин наивно полагает, что народу надо дать права и свободы. Об этом он пишет в оде «Вольность» и в стихотворении «К Чаадаеву».

Правители забыли главный закон – закон равенства и справедливости. Но в жизни такого не бывает никогда! Только в наивных идеях социалистов-утопистов!

Вот в стихотворении «К Чаадаеву» прозвучали его бессмертные строки: «…взойдёт она, звезда пленительного счастья…» Именно такое название дали создатели фильма про декабристов.

Пушкин уверяет Чаадаева, что Россия, наконец, проснётся от своего векового сна  и «…на обломках самовластья напишут наши имена…». Но этого не случилось. Пушкина отправили в ссылку.

И там его взгляды меняются. Он уже не тот наивный юноша, который выпорхнул из Лицея с возвышенными планами « отчизне посвятить души прекрасные порывы». Теперь он считает, что человек не может иметь полную свободу. Государство всегда будет контролировать его. В этом он убедился на собственной шкуре.

Он приходит к неожиданному для себя выводу, что на чьей стороне народ, тот и побеждает, управляет государством. Эту мысль он развивает в поэме «Борис Годунов». Победит тот правитель, которого выберет народ.

Но поражение декабристов наводит его на мысль, что народ ещё не готов управлять государством. И декабристы были очень далеки от народа. Они не рассматривали его, как основную силу свержения власти.  Решили, что это могут сделать только военные. Поэтому, в оторванности от народа, все попытки свергнуть государя обречены на провал.

«… мы сильны ... не войском…не польскою подмогой, а мнением народным…» пишет Пушкин в «Борисе Годунове». Из этого надо сделать вывод, что силён тот государственный деятель, который дорожит мнением народа. Как только он начинает об этом забывать, трон начинает под ним медленно раскачиваться.

Русский народ долго раскачивается, но быстро действует. Не заметит государь, как и слетит с трона.

Раз нет свободы внешней, поэт размышляет о свободе внутренней для каждого отдельно взятого человека. Уход в себя, такой вариант интроверта. «.. Ни гнуть ни помыслов, ни совести, ни шеи…» Жить во взаимопонимании со своей совестью русского интеллигента. Он пишет об этом в стихотворении «К морю».

Далее он задумывается о судьбе простых русских людей, их взаимоотношении с властью.

Это и маленькая повесть «Станционный смотритель», и большая поэма «Медный всадник». Отдельно взятый человек против существующей власти ничто и никто. Она растопчет его и пойдёт дальше. И даже не спросит, как его зовут. Государство – это гигантская машина, которая нужна для поддержания порядка и закона с одной стороны. А с другой стороны, она приносит отдельным людям только зло. Мир очень сложный и многогранный.

Поэтому, в одиночку бороться с государством – изначально обречено на провал. И все протесты одиночки бессмысленны. Интересная мысль – Пушкин почти додумался, что для свержения самодержавия нужно объединиться в сильную мощную силу.

Также читают:

Картинка к сочинению Личность и государство в творчестве Пушкина

Личность и государство в творчестве Пушкина

Популярные сегодня темы