Обстановка в данной обители достаточно аскетична. Первое, что видит рассказчик – простенькая кровать, пестрая занавеска, цветочные горшки. Они служили символом бережного ухода. Да только вот в ту пору, когда Вырин уже пережил трагедию, цветов уже не было. Это намек на ветхую небрежность.
Следующее, что бросилось в глаза – это картины. На первой из них отец прощается с отпрыском, на второй происходит пиршество и данный сын предается развлечениям, а на третьей уже разорившееся взрослое чадо пасет свиней, чтобы выжить в этом мире, заработать на пропитание. Что же касается четвертого полотна – там парень уже вернулся пред ясные очи родителя. Нетрудно догадаться, что это история о блудном сыне.
Тем не менее, отец изображается радостным. Возможно, таким бы был и герой, если бы отношения с дочерью сложились иначе. Кстати, Самсон не знал, что дочь после его смерти все же воротилась с раскаянием. Это также некий символ.
Автор характеризует жилище как «смиренное и опрятное». Несмотря на то, что персонаж не особо озабочен аккуратностью, женская рука все же чувствуется – растения радуют глаз. Мало того, даже занавеска не серая, а яркая. Этот факт также вносит некую нотку позитива. Чувствуется некая бедность. Неудивительно, ведь на смотрителя обрушивается больше упреков, чем барышей. В свое время уют создавала Дуня. Накрывала на стол, ставила самовар, убиралась. А теперь отец живет «как придется», ему некогда наводить красоту. Да и желания нет.
Ситуация с картинами двояка. С одной стороны, им бы вовсе не нужно было находиться в этом доме. Если рассматривать воспитательный момент, то они могли повлиять на подсознание девочки, и история с полотна повторилась в реальности. С другой стороны, это может быть лишь надумыванием.
Примечательно, что когда рассказчик встретился со смотрителем во второй раз, обитель начала стареть вместе с хозяином. Морщины, усталость, небритость – все это выражалось на портрете самого Вырина. Нет, героя нельзя назвать неряхой. У него просто не было стимулов для того, чтобы следить за собой и жилищем. Зачем, если практически никто не переступает порог его дома, кроме редких, незваных гостей. А ради незваных и прихорашиваться нечего…
Смиренная, но опрятная обитель - так сам рассказчик называет жилище этого самого станционного смотрителя. Там, всё-таки, чувствуется женская рука. Глаз «отдыхает» на комнатных растениях, на пестрой занавеске, которая отделяет кровать от остального помещения. Всё не просто так! Но в то же время люди живут тут скромные, немного бедные. Так и получалось, что смотритель зарабатывает больше попреков, чем денег. Уют создавала дочка смотрителя – Дуня. Она и самовар ставила, и на стол накрывала. Была поразительно красива, но автор уже в первую их встречу, когда девочке было лет четырнадцать, заметил точно, что она кокетлива. Если она не бросит привычки пользоваться своей красотой, то в старшем возрасте у неё могут начаться романы и проблемы. Соответственно, головная боль у её отца.
Так вот, дома у них висели картины на библейский сюжет. Возможно, автор это сам придумал, чтобы привести аналогию с той древней историей, ведь в его повести почти всё так же. Или он боялся, что его обвинят в плагиате… Но нет, он мог бы просто упомянуть эти историю, а тут картины! Про блудного сына. Как он ушел, всё потерял и вернулся.
Думаю, что такие картины не должны были висеть в доме у этого человека. Конечно, они могли быть предостережением, но ведь девочка смотрела на них, росла, даже уже не смотрела, но впитала в себя такую «программу», что надо сбежать, забыть отца, а после вернуться. Но не знала, что может быть уже поздно… Это ведь всё подсознание! Хорошо, что у них не было картины, на которой царь убивает сына, а в данной ситуации – дочь.
Когда Дуня сбежала, то её отец ведь тоже смотрел на эти картины, ждал, наверное. Утешал себя мыслью о том, что она раскается и вернётся. Неужели, она не могла и весточки ему отправить? Записку в два слова, что всё хорошо. Мне кажется, что это влияние таких картин. Ей нужно было объяснить, что вот так поступать нельзя, а то они висели, как руководство к действию.
Думаю, что на второй встрече с рассказчиком обитель его тоже «постарела», как и он сам. В повести особого внимания этому не уделяется, а больше говорится о портрете смотрителя: морщины, усталость, небритость… Если ему не хотелось даже побриться, то будет он за цветами в горшках ухаживать? Точно нет. И мужчины на это внимания не обращают.
В общем, по-моему, картины сыграли неправильную роль. Они должны были предупредить Дуню, а настроили её, наоборот, на сценарий блудного сына. Мне жаль героев очень сильно.
Известно, как важны в литературном произведении психологический портрет героя, пейзаж и прочие различные лирические отступления. Для понимания внутреннего мира персонажа важно также и описание его жилища.
В повести «Станционный смотритель» внешний вид жилища заглавного героя, Самсона Вырина, передано через восприятие автора-рассказчика. Он называет дом смотрителя обителью, что создает ассоциации с уединенной монашеской жизнью, добавляется еще и эпитет «смиренный», то есть кроткий, скромный. Но несмотря на эту уединенную, почти отшельническую жизнь, рассказчик замечает незапущенность, опрятность жилища, поддерживаемую, конечно же, Дуней, прекрасной дочерью смотрителя.
Первое, что замечает герой, это картинки, изображающие центральную библейскую притчу – притчу о блудном сыне. Четыре эпизода: уход сына из дома отца; его пиршества и увеселения; его разорение и работа пастухом; возвращение в родительский дом и раскаяние. Как мы знаем, Дуня тоже покинет отца, а после будет оплакивать его могилу, поэтому неспроста наше внимание обращено на эту художественную деталь. Следующее, что замечает рассказчик, это «горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою», еще раз подчеркивающие аскетизм убранства жилища станционного смотрителя.
Во время второго посещения домика станционного смотрителя, которое произошло через несколько лет, герой обращает внимание на те же детали, что и в прошлый раз, но он находит в них перемену. Хотя все вещи и оставались на прежних местах, но «на окнах уже не было цветов», ощущалась «ветхость и небрежение». Изменения в душе героя, в его обычном порядке жизни сказались и на месте его проживания. Станционный смотритель, с утратой Дуни, не имеет смысла жизни, больше не радуется ей, поэтому символ возобновляющейся жизни – цветы – теперь отсутствует. Теперь в доме не хозяйничает милая Дуняша, украденная коварным гусаром Минским, поэтому дом не чист, не опрятен, и сам Вырин теперь накрывается не одеялом, а тулупом.
Таким образом, описание дома смотрителя, пусть и в нескольких предложениях, но дает нам лучше понять и прочувствовать состояние и положение героя и даже предугадать сюжет.
6 класс
Жилин и Костылин – главные герои известного произведения «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Два разных характера, две разных судьбы, за которыми так интересно наблюдать читателю, перелистывая страницы книги.
В 1898 году великий писатель создал рассказ «Крыжовник». В данном сборнике стоит упомянуть такие рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Тема семьи является одной из ключевой в великом, бессмертном романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.
О вредном воздействии курения на организм знает каждый. Но, несмотря на это, в каждом городе и в каждом населенном пункте нашей большой планеты большое количество курящих людей.
Аксинья Астахова является одним и центральных персонажей шедевра русской классики, романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.