Александр Сергеевич Пушкин – несомненно, является до сих пор гениальным и величайшим русским поэтом и драматургом. Во многих его творениях проблема крепостного права представлена очень остро. Пушкин, как и многие другие авторы, интересовался и выставлял на свет публики тему отношений между помещиками и обычным крепостным людом. Одним из произведений, где русское барство показано особенно ярко, является роман «Дубровский». Любому читателю особенно запомнится Кирила Петрович Троекуров.
Кирила Петрович – это самый типичный представитель исконно русского барина. По званию он отставной генерал-аншеф. Он одним из первых знакомится с читателем со страниц книги. Он влиятельный, знатен, богат, обладает широким кругом связей, влиятелен. Как рассказывает автор, ему всегда все было дозволено - он творил, что хотел. Теперь же все окружающие хотели как можно больше ему угодить, даже ценой собственного здоровья (при «буйных» увеселениях барина). Его власть над людьми не знает границ, он строг и своенравен, но, однако же, крепостные гордятся им, его богатством, властью.
Он не прочь поразвлечься. Практически все свое время он тратит на увеселения и новые забавы. Они нормальному человеку кажутся странными. Многих даже уважаемых людей, гостивших у него, он ведет на встречу с медведем. При этом сам барин получает небывалое удовольствие от лицезрения ужаса в глазах человека, которого загнал в угол огромный медведь.
Троекуров позволяет себе все в той степени, в которой хочется. Даже за столом он не может перестать есть вовремя.
Несмотря на возраст, он горяч, и часто совершает много необдуманных решений в порыве сильных эмоций.
Во всем окружении Троекурова был лишь один человек, из-за уважения к которому он не мог над ним издеваться. Это сосед Андрей Гаврилович Дубровский. Он был отставным гвардейским поручиком, а также решительным и нетерпеливым человеком.
Два этих соседа даже были похожи, так как выросли одинаково и в одно время, оба были женаты и стали вдовцами. Их взаимопониманию и дружеским отношениям завидовали все.
Но однажды Троекуров сам испортил единственную дружбу с достойным человеком, намекнув Дубровскому на то, что тот живет слишком бедно. Дубровский был оскорблен, что опять-таки вывели из себя Троекурова, который привык к подчинению себе. Встретив человека, который не считает нужным преклоняться перед ним, Троекуров решил подкупить судей и отобрать имение Дубровского себе. Хотя оно ему и не было нужно (к тому же барин не был никогда корыстен).
За эти деяния Кириле Петровичу часто было стыдно (то есть и он обладал вполне человеческими чувствами). Но он не успел попросить прощения, так как единственный друг умер от сильных потрясений после потери имения.
Интересны и взаимоотношения Троекурова с дочкой. Он ее любит, но в то же время тоже ждет подчинения, он жестокий и суровый отец, которому ничего не стоит проявить к родной дочери полное безразличие и холод. Когда дело касается денег, счастье дочери для него ничего не стоит.
Кирила Петрович – несомненно, деспот того времени, а также самодур, который будет руководствоваться только своими интересами. Пушкин создал этого героя для того, чтобы выставить на человеческий суд негативные черты всех помещиков, которые отличаются жестокостью, властолюбием и тиранией. Даже в наше время легко найти среды представителей высшего класса людей, наделенных такими же качествами, как Троекуров в девятнадцатом веке. Потому роман до сих пор актуален и интересен большому кругу читателей.
Русское барство всегда вызывало у А.С. Пушкина неприятие, осуждение и протест. И в юношеских стихах, например, в стихотворении «Деревня» (1817 г.) поэт называл его диким, и в повести «Дубровский», написанной в зрелые годы, отношение не изменилось.
Портрет героя повести, барина Кирилла Петровича Троекурова, несёт отпечаток всего русского поместного дворянства, ограниченного, невежественного, грубого.
Описывая имение Покровское, в котором полтысячи крепостных, автор отмечает, что самым благоустроенным местом является псарня. Троекурову в голову не приходит, что гостей можно развлекать как-то иначе, чем зрелищем и запахами псарного подворья.
А ведь этот человек вышел в отставку генералом и представляет собой элитный слой русского общества. Каковы же низы? Ни чтением, ни экономическими вопросами он себя не утруждает. Методы хозяйствования – брань, распекание старосты, зуботычины.
Самодуром и крайне неразвитым человеком Троекуров выступает во всём. Образ жизни обжоры и пьяницы рисуется в первых строках. К тому же это безнравственный волокита, содержащий у себя гарем из молодых рукодельниц, сидящих под замком.
По двору бегают дети, похожие на него. Но он не испытывает никакой неловкости ни перед своей дочерью, 18-летней Машей, ни перед 10-летним сыном, прижитым от гувернантки.
Как отец он добился у дочери только страха перед непостоянством проявления чувст: то он расточает заботу, то накричит, то под замок посадит. А то, как он выдал юную Машу за 50-летнего старика, не взирая на её мольбы и слёзы, выдаёт в нём человека чёрствого и жестокого даже к самым близким людям.
Что уже говорить о посторонних. С ними он вообще не церемонится. Стать участником дикой забавы, устроенной в медвежьей комнате, довелось многим гостям барина.
Заталкивая людей в комнату с диким зверем, Троекуров потешался, ожидая, какими они выйдут из ловушки. Возможно, отделывались не только порванной одеждой и царапинами. Неловкие могли получить и увечья.
С наибольшей очевидностью все низкие качества хозяина Покровского раскрылись в конфликте с соседом и другом детства Гаврилой Андреевичем Дубровским. Единственный человек, который не был заражён духом холопства и потому отличался Троекуровым как равный, был им же разорён, уничтожен из-за пустяковой размолвки.
Псарь, по-хамски нанёсший обиду Дубровскому, оказался важнее десятилетий дружбы. Русский барин-деспот показан не способным к подлинным человеческим отношениям ни с членами семьи, ни с друзьями. От него нужно держаться подальше, как от дикаря, которому никто не указ, а судебная власть куплена.
В изображении самодура Троекурова заключён разоблачительный смысл повести.
Образ Кирилла Петровича Троекурова в пушкинской повести "Дубровский" играет разоблачительную роль. Он воплощает русское поместное барство, которое с юных лет было ненавистно поэту. И в юношеской лирике, и в этой повести, написанной за год до смерти, Пушкин восстаёт против крепостнических устоев общества.
Троекуров предстаёт как грубый, невежественный, ограниченный барин. Очевидно, таким он был не всегда. В молодости он, как и все дворяне, служил в армии. Выйдя в отставку, женился, но вскоре овдовел. Постепенно богатство и нездоровый образ жизни пьяницы и обжоры развратили Троекурова.
Начало повести застаёт его в зрелых годах. Дочь Маша 17-и лет и малолетний сын Саша, прижитый от гувернантки-француженки, составляют его семью. При этом в имении подрастает около десяти побочных детей Троекурова, а под замком содержится «гарем» барина – молодые кружевницы и рукодельницы.
Во власти Троекурова пятьсот душ крепостных крестьян. Их руками в имении Покровское создано подобие империи, где безраздельно правит этот тиран уездного масштаба. Его интересы сосредоточены на охоте, обустройстве псарного двора и придумывании диких развлечений вроде медвежьей комнаты.
Ни чтение, ни вопросы управления большим хозяйством не интересуют помещика. Всё держится на страхе: он умеет грозно распекать старосту, браниться, а то и пускает в ход кулаки и затрещины.
О том, что он добился в армии звания генерала не умом, а взяткой, догадаться нетрудно. Деньги сделали Троекурова и хозяином уезда. Его подачки принимают все чиновники и за это готовы выполнять любые прихоти барина. Он созывает почти каждый день гостей, но не из склонности к гостеприимству, а чтобы получать подтверждения своей власти. Его злые насмешки и унизительные выходки гости заедают разносолами и давно забыли о человеческой гордости и достоинстве.
С наибольшей силой все низкие стороны характера Троекурова раскрылись в его ссоре с соседом и товарищем детства Дубровским Гаврилой Андреевичем. Он был единственным человеком в окружении барина, свободным от холопской зависимости и не принимавшим подачек. Троекуров до поры ценил и уважал в соседе его самостоятельность и гордость.
Но стоило Дубровскому открыто заявить о своём праве самому решать, что ему делать, – и дружба была забыта. В угоду своему самолюбию и барской спеси Троекуров «наказал» товарища за то, что тот самовольно ушёл с праздника, обиженный хозяйским псарём. Из-за пустяковой размолвки Троекуров через продажных судейских чиновников разорил Дубровского, отнял у него имение, пустил по миру его сына и, в конечном итоге, свёл бывшего друга в могилу.
Этот псевдогерой не умеет дорожить ни дружбой, ни родственными отношениями. Юная Маша не смогла растопить лёд в его сердце ни мольбами, ни слезами. Будто чужой человек, Троекуров отвернулся от дочери, отдав её замуж за 50-летнего старика.
Таким образом, в лице Троекурова А.С. Пушкин раскрыл суть русского барства, невежественного и дикого. Такие хозяева жизни не способны принести пользу государству и несостоятельны в человеческих отношениях. Для них ничего не значат понятия добра, чести, совести.
Оба молоды, можно сказать, ровесники.
Человек, который не знает истории семьи и страны не человек, а овощ. Он не живет, а существует. Он извлекает выгоду из всех преимуществ, достигнутых людьми, которые раньше жили, но не благодарен и не ценит это.
Главным героем в рассказе Дурак предстает молодой человек по имени Иван. Автор рассказа представляет своего персонажа в особенном образе, который в народе называют просто - дурак.
В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают
В 1959 году А.И.Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Несмотря на год создания, впервые его опубликовали в 1963 году под данным названием, так как "Не стоит село без праведника" было отвергнуто.