Красный казак Подтелкин является одним из ярких персонажей романа.
В ноябре 1917 года он знакомится с Григорием Мелеховым и убеждает того сражаться за новую власть. В романе Подтелков производит неоднозначное впечатление. Он заслужил чин офицера еще в царской армии, имеет типично казачью внешность, но, при этом смотрит немигающим взглядом.
Федор Подтелков не получил образования и производит впечатление простого человека. Это особенность и низкий социальный статус подвигли его выступить за советскую власть, открывающую новые возможности вовремя примкнувшим к ней. Действительно, красный казак в 1918 году становится во главе донского революционного комитета. После этого Подтелков показывает свои истинные мотивы. Он проявляет высокомерие, по отношению к своим же казакам, за счастье которых он вроде бы борется. К бывшим хозяевам жизни, например, пленному белому генералу Чернецову Подтелкин проявляет жестокость. В этом факте скорее можно видеть не революционную целесообразность, а старую ненависть, рожденную завистью к более удачливым.
Карьера Подтелкина складывается удачно и он возглавляет донской Совнарком. Однако дела самого нового местного большевистского правительства шли не столь блестяще и его глава был взят в плен восставшими белыми казаками. Подтелкин, вместе с другим высокопоставленным большевиком приговаривается к виселице. Перед смертью он произносит знаменательную речь. Его выступление идеологически выдержано, хотя вряд ли один из руководителей красного казачества лицемерил. Он говорит о том, что положил жизнь за интересы трудового народа, борясь против генералов.
Подтелков не проклинает своих врагов, называя их просто обманутыми. Казак перед казнью не похож на фанатика, также как и на романтика-идеалиста. Федор Подтелков не был ни ангелом, ни зверем, казак просто имел здоровые карьерные амбиции, что вполне нормально для военнослужащего. Когда произошла революция, то своим простым умом он не стал разбираться в политико-философских доктринах, а перешел на сторону тех, кто дал ему власть и обещал счастье большинству.
В образе Подтелкова Шолохов достаточно точно изобразил образ одного из активных участников Гражданской войны без излишней черной или белой краски.
Замечательный писатель Михаил Шолохов в своем произведении «Тихий Дон» описал все аспекты жизни казачества во втором десятилетии прошлого века. Мирная жизнь и тяготы первой мировой войны, революция и переворот 1917 г., ожесточенность братоубийственной гражданской войны и становления советской власти на Дону. Многие значимые советские писатели того времени рождали романы-эпопеи. Смог сделать это и М.А.Шолохов.
Рассмотрим часть замысла художника через призму второстепенного персонажа в этом романе - Федора Подтелкова. Убежденный революционер-большевик. Именно его вера и убежденность повлияли на главного героя романа Григория Мелехова, который в этот момент выбрал сторону советской власти. Здоровенный, плотного телосложения потомственный казак Подтелков выглядел внушительно, что подчеркивало и производство его в чин вахмистра. Лицо крупное и даже скорее приятное, если бы не постоянная сосредоточенность, отражавшаяся на его челе и глаза. Это были не глаза убийцы, хотя руководствуясь революционным самосознанием и целесообразностью Федор мог и убивал врагов революции. Кстати в одном таком эпизоде – расстреле офицеров под станицей Глубокой и обвинил его Мелехов перед казнью. «Глаза-картечины», - как выразился Шолохов. Свинцовой тяжести и проницательности.
Организованная Подтелковым и Кривошлыковым военная экспедиция против «контры» провалилась. И Шолохов настолько убедительно и психологически верно описал сцену казни, взятых в плен «подтелковцев», что она стала центральной в этой части романа. Обращение Федора к старикам, прощание с боевыми товарищами, моральная поддержка упавшим духом, страстная речь Подтелкова о неизбежной победе советской власти и большевизма. Конечно в сегодняшних реалиях понятно, что в то время Шолохов по-другому написать и не мог. Но складывается такое впечатление, что по-другому он писать и не хотел. Роман не документальный фильм, а художественное произведение. Можно долго спорить о достоверности описания сцены казни, которая несомненно была. Но впечатление и на читателя, и на зрителя эта сцена производит.
Описывая противоречивое отношение казаков к советской власти, Шолохов, где исподволь, а где прямо указывает на неприемлемость для простых людей идеи великого и самостийного Дона. Сам плоть от плоти казак Михаил Александрович, преклонявшийся перед самобытной культурой донского казачества, считал и ясно выразил свое мнение в романе, что казаки – это неотъемлемая часть русского народа.
Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.
Многие критики оставили свое мнение о поэме, написанной Александром Сергеевичем Пушкиным и получившей название «Медный всадник».
Помещик Ноздрев ‒ один из наиболее ярких персонажей в поэме «Мертвые души». Для того чтобы рассказать о характере Ноздрева, автор подробно описывает усадьбу, которой владеет помещик.
Пожалуй, главным женским образом в повести Куприна «Поединок», является Шурочка. Полное имя героини — Александра Петровна Николаева. Она замужем за поручиком Николаевым
Аверченко предлагает цикл рассказов, которые кратко анализируют революционные перемены. Отношение автора к революции во многом негативное, но, вероятно, не такое примитивное как имеют некоторые его герои.