Молодой инженер Дедов получил наследство от своей тетки. Умирая, родственница посоветовала племяннику употребить эти деньги для исполнения его мечты. Дедов давно хотел писать картины, и вот у него появилась возможность уйти со службы и поступить в Петербургскую художественную академию. С ним на одном факультете учится художник Рябинин. Взгляды на живопись у этих двух молодых людей сильно отличаются.
Так, Дедов испытывает счастье от того, что может писать свои картины, наслаждаться эффектной игрой света. Ему не важно, купит ли кто-то его произведения. Ему доставляет удовольствие уже сам процесс создания пейзажей. В своем творчестве он неутомим.
Рябинина же постоянно мучает вопрос, нужны ли кому-то его картины?
Нередко, когда товарищи идут домой после занятий, путь их лежит вдоль пристани, заваленной всякими железными деталями различных механизмов. Рябинин интересуется их назначением, а Дедов как инженер рассказывает, чему служат эти конструкции. Как-то раз они видят большущий котел, на котором разошелся шов. Рябинин интересуется, как ремонтируют такой дефект. Дедов рассказывает, что внутри котла находится рабочий, который удерживает заклепку клещами. Причем ручки клещей упираются в грудь человека. Снаружи мастер ударами мощного молота бьет по заклепке. Рябинин взволнованно недоумевает: « Ведь это все равно что по груди бить!»
Дедов рассказывает, что люди на этой работе рано теряют слух. За это зовут их глухарями. К тому же и живут они мало. При этом зарабатывают такие работники сущие гроши, потому что их труд не требует никакого умения.
На Рябинина рассказ товарища произвел тяжкое впечатление. Он хочет своими глазами посмотреть работу глухаря. Дедов приводит его на завод, и Рябинин заходит в котел. Когда художник вышел оттуда, на нем не было лица. Не прошло и недели, как Рябинин принялся писать портрет глухаря. Дедов недоумевал: зачем множить безобразное? По его мнению, рисовать стоит лишь красоту.
Рябинин с неистовством пишет своего глухаря. Художник сам ужасается тому, что он видит на картине – вид изможденного, скорченного на дне котла работяги действует на автора угнетающе. Еще его тревожит мысль: проймет ли картина зрителей так же, как и его? «убьет ли их спокойствие?» Картина закончена, продана.
Художник заболевает. Его преследуют галлюцинации, ему снится, что огромный молот бьет его по голове. Когда Рябинин выздоравливает, он решает больше не писать картин и поступает в педагогическую семинарию.
Раньше множество фей проживали в государстве, где правил князь Деметрий, так как он очень уважал волшебниц. Им жилось там хорошо. Однако Деметрий умер, а его преемник считал всех феи колдуньями.
В один осенний день к ничем неприметной избушке недалеко от Тулы подъехала грязная конная повозка на длинных дрогах с полуоткрытым верхом. Здание было чётко разделено на две части: первая – почта,
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду литературной поэмы, сочиненной посредством клинописи, основная тематика которой заключается в изображении преданной и верной человеческой дружбы.
По жанровой направленности произведение представляет собой театральную социально-психологическую пьесу, основная тематика которой заключается в изображении человеческих взаимоотношений.