Лирические отступления как литературный прием используется в произведениях художественной литературы довольно часто, и роман в стихах «Евгений Онегин» - не исключение. Пушкин свободно переходит от сюжета к лирическим отступлениям, затем снова возвращается к сюжетной линии.
Лирические отступления – это размышления автора о каких-либо событиях, происходящих в романе; с их помощью А. С. Пушкин знакомит читателей с нравами и обычаями того времени. С их помощью Пушкин рассказывает не только о жизни и быте главных героев, но и о своей жизни, о своем отношении к героям романа.
Большое значение имеют также описания природы. С их помощью автор показывает, насколько близка ему деревня, ее размеренный уклад. И насколько далек от этого уклада его герой – Евгений Онегин. Рождена «для деревенской тишины» и его героиня – Татьяна Ларина. Поэтому ее глазами Пушкин смотрит на «куртины, кровли и забор», засыпанные снегом, на «потопленные луга», на «прощальную красу» осеннего леса. Описания природы, времен года давно существуют вне произведения – как самостоятельные стихи.
Другие лирические отступления – это описание балов, театра, деревенского уклада жизни помещиков. Почти целая глава посвящена женским ножкам. Много внимания уделяется театру. Поэт так красочно описывает театральные ложи, Онегина с лорнетом, что невольно словно сам оказываешься среди публики.
Описание двух столиц - тоже важное лирическое отступление. С его помощью Пушкин показывает свое отношение и отношение героев к этим городам.
Все по-настоящему русское, считает Пушкин, находится в гармонии с природой. Именно поэтому такое внимание уделяется описаниям окружающей природы. И Татьяна обретает душевное равновесие только среди природы, в деревне, и говорит, что «много бы отдала», чтобы вернуться туда.
Одно из красочных лирических отступлений – сон Татьяны. Прочитав его, мы понимаем, что Татьяна – истинно «русская душою», так как верит снам и преданиям, приметам. Сон описан настолько красочно, что кажется, будто сам бежишь с Татьяной по лесу, спасаясь от медведя.
Другое не менее важное лирическое отступление – посещение Татьяной дома Онегина в его отсутствие. Описание комнат, жизненного уклада «молодого повесы» помогают нам лучше узнать его образ жизни, предпочтения и привычки.
А как по-другому, без лирических отступлений, можно было показать Татьяну-княгиню, то, как она изменилась, выйдя замуж? Как по-другому, без лирических отступлений, показать того же Владимира Ленского, его ранимую душу?
Лирические отступления – прием, предназначенный как раз для показа характеров героев, описания их внешности, то есть для более яркого представления о них. Но отступления должны быть вставлены в текст или, как в данном случае, в поэму, так, чтобы не отвлекать от сюжета, от главных героев. И у поэта этот прием удался. Отступления не отвлекают от сюжета, а дополняют его, делают ярче, красочнее.
Именно лирические отступления делают героев романа «живыми», с их помощью мы узнаем о той эпохе, о жизни дворянства и о жизни и пристрастиях самого поэта.
Часто в произведениях используется такой приём, как лирическое отступление. Это размышление автора не только о нравах, обычаях того времени, но и своё отношение к героям. В размышления вставляются описание природы. Пушкин хочет подчеркнуть, что ему нравится деревенская жизнь. Он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское. Ему деревня и природа знакомы не понаслышке.
Любит деревенские пейзажи и Татьяна. Пушкин прямо пишет, что она рождена для деревенской тишины. У неё русская душа. Описание природы и времён года существуют, как отдельно написанные стихотворения.
А вот Онегин не любит деревню, ему так скучно. Но он близкий по духу человек для Пушкина. Он называет его своим приятелем.
В лирических отступлениях Пушкин также рассказывает про то, как в его время проходили балы. Как выглядел театр, какие произведения ставили на его сцене. Описаны шикарные театральные ложи. Пушкин подробно описывает образ жизни деревенских помещиков.
Из лирических отступлений мы узнаём о жизни двух столиц – Петербурга и Москвы. Пушкин высказывает своё к ним отношение. Как герои относятся к этим городам.
Сон Татьяны – это тоже лирическое отступление. Татьяна, как все барышни того времени, верила снам. Она не расставалась с сонником, где были собраны толкования снов. Так, что Татьяна – типично русская душой. Тем более, что её нянькой была простая крестьянка. А крестьяне верят и снам, и приметам.
В виде лирического отступления описан приезд Татьяны в дом Онегина в тот момент, когда его там не было. Вот она ходит по комнатам, всё разглядывает и рассматривает. Ей интересно, какой на самом деле Онегин, как он живёт.
С помощью этого приёма Пушкин описывает Татьяну, когда её после возвращения увидел Онегин. Он вышла замуж за князя, стала княгиней. На ней шикарное дорогое платье.
Пушкину удаётся органично вставлять лирические отступления в текст так, что они не нарушают нить повествования. Не сбивают с толку, с мысли, не уводят в сторону. Это под силу только мастеру.
Лирические отступления нужны для того, чтобы читатель не просто бездумно «проглотил» весь роман. А чтобы он продумал его, прочувствовал его, периодически откладывал книгу, может быть, даже вставал с кресла или дивана, подходил к окну и смотрел на улицу. Задумывался о чём, возможно, делал для себя какие-то выводы.
Если включить немного воображения, то можно представить себе, что как в кино перед нами мелькают герои, картины жизни в обеих столицах, в деревне, красивую русскую природу. На этот титанический труд у Пушкина ушло почти 10 лет.
Сочинение Лирические отступления в "Евгении Онегине" (9 класс)
«Евгений Онегин» — это новаторское произведение Александра Пушкина, жанр которого определяется как роман в стихах. В чем же проявляется новизна? Во-первых, автор соединил особенности прозаического жанра с поэтической формой. В основу произведения легли характеристики романа. Это большое количество действующих лиц, длительное время повествования, разнообразие случаев и эпизодов. Но отражены они лирическим способом. Автор использует стихотворную форму, большое значение придает чувствам, мыслям героев и использует множество средств выразительности. Это и эпитеты, и метафоры, и метонимии, и анафоры… Словом, все, что только возможно! Во-вторых, новизна писателя выражается в лирических отступлениях, которые словно расширяют проблематику произведения, круг вопросов, которые освещаются в ней, а также способствуют новому выражению автора в романе.
Лирическое отступление — это уход от основной темы повествования на определенный период, который направлен на раскрытие проблем текста, поднятия новых тем, выражения мыслей автора. Многие лирические отступления «Евгения Онегина» направлены на восхищение русской природой, архитектурой Санкт-Петербурга и Москвы.
Также некоторые из них дают авторскую оценку происходящим в стране изменениям. Как правило, они касаются культуры и моды. Александр Пушкин не принимает иностранного заимствования, поэтому при описании нарядов героев выражает свое сожаление об этом в виде лирического отступления. Такие размышления медленно переходят на тему образования и культуры. Писатель несколько не понимает восхищение и преклонение над французской культурой, что выражается также в отступлениях.
На темы лирических отступлений влияет и биография автора. Чтобы полностью раскрыть их смысл, нужно разбираться в фактах жизни писателя. Некоторые лирические отступления затрагивают темы ссылок Александра Пушкина, отношений с властью, дружбы с выдающимися людьми, воспоминания из детства.
С помощью лирических отступлений автор также дает оценку героям. Посредством их он делает небольшой анализ личностей Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги. Он выражает и свое отличие от этих образов, тем самым с помощью лирических отступлений можно проследить взросление Александра Пушкина как личности и как литератора.
Лирические отступления — это новаторское изобретение Александра Пушкина, которое делает «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».
Данный роман рассказывает о замечательной истории любви. Благодаря большому количеству лирических отступлений, которые присутствуют в нем, стоит сказать, что автору удалось показать произведение ярким, удивительным и очень интересным. В данные отступления писатель сумел вложить все понимание характеров и образов центральных героев, а также ему удалось запечатлеть страну такой, какой она была представлена в те времена. Стоит сказать и о том, что нравы героев отражают суть человеческих взаимоотношений, и через ее призму можно понять, какими чертами характера обладали люди во времена жизни писателя.
Стоит упомянуть о том, что частью отступлений, которые автор добавил в данное произведение, являются воспоминания автора. Пушкиным были поведаны истории о том, какие переживания и чувства он испытывал в годы своей юности. Стоит отметить и тот факт, что темами для его творческих мотивов в то время было то, что он хотел писать о том, какие чувства испытывал, и на каких пирах присутствовал. Стоит сказать и то, что он мечтал стать знаменитым писателем, поэтому его творческий путь начался с больших мечтаний о том, как в дальнейшем он будет писать о более глубоких и продуманных тематиках и работах. По поводу выхода в свет своего романа, у автора было множество различных идей и раздумий по их воплощению. Можно говорить о том, что лирические отступления помогли автору лучше прочувствовать стилистику данного произведения.
Очень часто в свои лирические размышления и отступления автор вносил грустные ноты. Так как он понимал, что в моменты, когда с героями приключалось несчастье, он просто должен был поделиться своими размышлениями. Также, стоит добавить и то, что, когда, например, умер Ленский, автор доносит до читателей такую мысль, чтобы они поняли, что чувствует писатель в данный момент. Можно сказать и то, что благодаря лирическим отступлениям, автор может показать и другие свои чувства, например, сопереживание, расстройство, гнев, радость и прочие. В лирических отступлениях можно увидеть и отношение автора к русской природе. В ней он видит весьма интересные и невероятные облики, к которым он питает светлые чувства. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно рассказывает о том, что необходимо ко всему подходить с долей собственного отношения, и благодаря лирическим отступлениям, данная мысль выглядит весьма ясной и открытой.
Лирические отступления в романе Евгений Онегин Пушкина играют важную роль. Они помогают создать атмосферу и передать эмоциональное состояние персонажей, а также раскрывают философские и мировоззренческие взгляды автора.
Например, одно из наиболее знаменитых лирических отступлений в романе - это "Куда, куда, бедный человек..." ("Я помню чудное мгновенье..."), которое является описанием высоких чувств и идеалов главного героя, Евгения Онегина, а также его потрясения перед лицом прекрасного. Это отступление является ключевым для понимания характера Онегина.
Другие лирические отступления в романе, такие как "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Среди травы, среди полей..." и "Я вас любил..." тоже имеют большое значение. Они позволяют читателю узнать о внутреннем мире других персонажей и их отношениях друг с другом.
Таким образом, лирические отступления в романе Евгений Онегин помогают создать более глубокий и полный портрет каждого персонажа, а также раскрывают философские и мировоззренческие взгляды автора.
Федор Павлович Решетников, великий советский художник, в 1952 году пишет известную многим картину под названием «Опять двойка», изображающую мальчика и его семью, недовольную результатом юноши
Калининград – это не только мой родной город, но и город, который меня бесконечно вдохновляет и удивляет. Я люблю в моем городе все: начиная с переменчивой погоды Балтики, сильного ветра и особенно яркого солнца
Изучая школьную литературу, обязательным к прочтению является рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». Такое внимание ему уделено не случайно, так как за легким к прочтению рассказом скрывается актуальная
Левша является заглавным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена
Герой романа И. А. Гончарова «Обломов», Андрей Иванович Штольц, является довольно интересной личностью. Как он сам признавался, труд – это образ, содержание, стихия и цель его жизни