Рассказчик приглашает к себе за расчетом гувернантку Юлию Васильевну, молодую робкую девушку. Она принята в дом два месяца и пять дней назад, но до сих пор ни разу не обращалась к хозяину за жалованием. Начиная разговор, рассказчик вдруг меняет условия найма, и оплата труда гувернантки оказывается равна 30 рублям в месяц вместо заявленных ранее сорока. Далее срок проживания гувернантки в доме хозяин округляет до двух месяцев, и сумма расчета в итоге оказывается равна 60 рублям. Но и эти деньги рассказчик не спешит заплатить гувернантке - дальше начинаются вычеты. Из двух месяцев работы высчитываются девять воскресений и три праздничных дня, и сумма уменьшается еще на 12 рублей. Не встретивший сопротивления со стороны девушки рассказчик продолжает наглеть, уже считая не рабочими дни, когда болел сын и занятия проводились только с дочерью, и три дня болезни самой гувернантки. В итоге сумма жалования снижается до 41 рубля.
Гувернантка уже готова расплакаться, но, по-прежнему, не возражает, и дальнейший вычет продолжается. Рассказчик припоминает ей разбитую чайную чашку с блюдечком, сюртучок, порванный сыном, и украденные ботинки дочери, за которыми тоже, оказывается, должна была следить гувернантка. Все претензии встречаются покорным молчанием девушки, и тогда рассказчик включает в сумму вычета еще 10 рублей, которые гувернантка якобы занимала у него десятого января. Впервые за все время разговора Юлия Васильевна пытается робко возражать, но потом послушно соглашается, и сумму к расчету 14 рублей встречает со слезами на глазах. Оправдываясь, она говорит, что все-таки не занимала деньги у рассказчика, а брала взаймы 3 рубля у его жены. Эти деньги тут же вычитаются из ее жалования, и наконец в дрожащих пальчиках гувернантки оказываются 11 рублей, за которые она и благодарит хозяина.
Французское merci девушки приводит рассказчика в негодование: ведь он не заплатил ей положенного, а нагло обобрал! В ответ он слышит, что здесь ей заплатили хотя бы 11 рублей, а в других домах просто отказывали без расчета. Рассказчик не удивляется этому факту, утверждая, что все дело в излишней покорности девушки. Сейчас он выдаст ей положенные 80 рублей жалования, а эта история может послужить хорошим уроком для нее. Герой произведения призывает горничную к протесту, искренне недоумевая: « Разве можно быть такой размазней?» Но кислое выражение лица гувернантки не оставляет веры в то, что дальнейшем ее жизнь изменится. Рассказчик выдает ей конверт с деньгами, извиняется за жестокость и отпускает девушку, думая ей в след о том, как легко быть сильным независимому человеку.
Лишь способные голуби, предназначенные для передачи писем, жили в голубятне. Владельцы птиц часто устраивали состязания, чтобы тем самым приучить голубей мгновенно и по адресу отправлять почту и выяснить, кто среди них самый ловкий.
Главная героиня повести – семиклассница Женя. Она начинает вести личный дневник, хотя уверена, что делать это могут только выдающиеся личности. У Жени есть старший брат Лёва, который получает музыкальное образование
Лидия Чарская в книге записки институтки рассказывает о жизни воспитанницы института благородных девиц. Героиня Люда Влассовская поступает туда после гибели отца героя
В центре событий – ученый, которому нужно остановить экспедицию, которая направляется в Антарктику. В предыдущей экспедиции ему пришлось стать очевидцем страшного происшествия