Произведение начинается с беседы трех мужчин, разговаривающих о театре и роли женщины в нем.
У мужчин имеется разная точка зрения по вопросу хороших российских актрис, при этом все соглашаются с тем, что в России они отсутствуют.
Одни из мужчин считает данный факт связанным с патриархальной скромностью русских женщин, второй мужчина придерживается мнения о наличии у русских эмоциональной неразвитости.
В момент беседы к разговору присоединяется человек, имеющий отношение к искусству, опровергающий теорию выступающих, поскольку своими глазами видел великую игру русской актрисы в театре маленького губернского городка.
Далее артист рассказывает о посещении им в молодости города, в котором он планирует поступить в труппу театра, принадлежащего богатому князю Скалинскому. Там он становится зрителем французской мелодраматической пьесы «Сорока-воровка», в которой принимает участие крепостная актриса, играющая служанку Анету, которую несправедливо обвиняют в воровстве. Рассказчика потрясает игра девушки, отличающаяся глубокой иронией лица. При этом он отмечает необычность волнения князя.
Несмотря на хороший финал пьесы актрисы в конце спектакля выглядит смертельно измученным человеком. Со стороны зрителей актер не замечает положительных оценок актерской игры, что его сильно задевает и возмущает. По окончании спектакля он спешит выразить свое восхищение актрисе, однако узнает, что этом возможно лишь при личном княжеском разрешении.
На следующий день рассказчик получает разрешение князя, который заинтересован в зачислении артиста в свою труппу. Наконец, актер посещает гримерку актрисы и она, проникшись его отношением, рассказывает ему свою судьбу.
Она родилась в деревне, принадлежащей помещику, увлекающемуся театром. С детских лет у ребенка развивают способности, но помещик скоропостижно умирает и крепостную театральную труппу продают на аукционе. Нынешний владелец постоянно домогается девушку и мстит за ее отказы. Однако девушке удается забеременеть, но боится, что ее ребенок также будет крепостным, поэтому молится о своей скорейшей смерти. Актер понимает, что игра девушки в спектакле основывается на личных переживаниях и ощущениях, которые она переносит на сцену.
После ее рассказа актер отказывается поступать в княжеский театр, где царит неуважение и негативное отношение к актерскому составу, а через некоторое время узнает о смерти девушки спустя два месяца после родов.
Услышанный рассказ вызывает у слушателей различные эмоции в виде недоумения и жалости к невинно убитому таланту в лице крепостной великой актрисы.
На всем протяжении произведения рассказчик повествует нам о том, каким образом судьба свела его с Пуниным и Бабуриным. Действие всех событий начинается с 1830 года. Наш герой проживал у бабушки по причине того
Наступил холод, тихо лишь слышно как звучат ручьи. Но вот послышались голоса. Стали слышны топот подводы и ноги деревенских, бедных людей. Они были измучены. Они шли в храм, поклониться
Сюжета в «Жалобной книге» Антона Чехова совершенно нет, она является коллекцией записей о разных посетителях, а сама книга лежит на железнодорожной станции, там можно прочитать о курьезах
На дворе весна. Петербург полон разного рода людьми: и зажиточными, и тщеславными, и искренними, и лживыми, и добрыми. Каждый прохожий независимо проходит мимо другого, не заостряя ни на чем внимания