Легендарная картина, которую писал Василий Иванович Суриков почти 4 года, известна всем. Она олицетворение освобождения России от татарского хана, начавшаяся по приказу Ивана Грозного с ханом Кучумом. Главный герой казачий атаман Ермак талантливый полководец и просто мужественный человек, выступал против этого хана.
Здесь мы видим поле боя, а именно сражение Ермака и его верных казаков с кучумовцами. Наш главный герой на полотне почти не виден, так как автор выделяет не только главного персонажа, но и его всю армию. Его протянутая рука этот жест, который направляется на войско, говорит о его уверенности в победе. Очень остро и на высоком мастерстве показан пик сражения, а именно кульминация битвы. Производится обстрел из пушек и оружий татарских войск, а они тем временем отвечаю стрельбой из луков.
Вся картина оформлена в мрачных и тяжелых тонах. Это и серое небо, и коричневые воды, и скользкий берег реки. Только красный кафтан одного из бойцов оттеняет весь этот мрак. Это говорит нам о том, что казаки готовы драться не только до первой крови, но и до тех пор, пока смогут держать в руке оружие. Все полотно заполнено войной и болью от потерь, даже не видно продолжения реки, всё завалено мертвыми солдатами.
Лица солдат отражают нам чувства и мысли, которые наполнены различными эмоциями. Главное что объединяет всех это воля к победе над врагом. На картине отчетливо видны отблески блестящих орудий и выстрелы, а так же темные пятна крови. Особое значение имеют лики Христа и фигура Георгия Победоносца на знаменах, говорящие, что победа достается с Божьей помощью.
Очень грамотно художником показаны татары, которые в панике убегают с поля боя. Увидев напористых и непобедимых казаков, им остается только одно сдаваться и бежать. Этот момент дает понять зрителю, что победа близка и дает нам ее прочувствовать и прожить.
Глядя на картину, сам невольно переносишься в те минуты сражения, став их непосредственным участником. Кажется, что слышны залпы орудий, крики сражающихся, свист стрел. Потому что эта картина не только будоражит наши чувства, но и мысли. На особом уровне начинаешь понимать героизм наших предков, как они боролись за родные земли, как умирали и побеждали. Ведь никто и никогда нам не расскажет о подвигах наших дедов как произведения искусных мастеров своего дела.
Картина написана за пять лет до конца девятнадцатого века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.
Для своей работы художником был выбран батальный жанр, чтобы полней и ярче рассказать о вечности подвига русских казаков и отобразить силу духа воинствующих.
Бесчисленная рать сибирского хана Кучума была поставлена в противовес казачьему войску. По всем канонам избранного жанра окончание битвы зрителю очевидно, несмотря на то, что бой только завязался. Казачье войско, вознеся над собой христианские знамёна в подмогу победе в сражении, подвигаемые Ермаком, выглядят грозно и рьяно.
Противник представляет собой неизмеримую людскую массу, из которой возможно разглядеть лишь несколько человек. Уверенность и отвага казаков, охваченные злобой, но растерянные сибиряки. И это только один из множества образов, отображённых на картине.
Всё выглядит довольно уныло и серо из-за использования автором большого количества серого и коричневого цвета в основе картины. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. Красная одежда позволяет не замечать на себе яркие пятна крови, сбивающие с толку и, умеряющие пыл во время битвы. Такие мужики выражают своё намерение драться до последнего издыхания, если закончится порох, в дело пойдёт сабля, если нечем будет сечь, то в ход пойдёт топор. И так до рукопашного боя, который, кстати, и происходит на заднем плане.
Вдали виднеется крепость хана, находящаяся в неминуемой опасности.
Хлопки оружейных выстрелов оглушают наблюдателей, пороховые газы наполняют прибрежный воздух и сжимают лёгкие своей резкостью, а эхо выстрелов заглушает крик людей, участвующих в битве. Зритель видит и слышит насколько сильно желание победы.
Автор мастерски показал битву и ее динамику.
Горский создавал немалое количество картин на тему войны – феномен, который возможно изображать совершенно разными способами. Художник может изобразить поле сражение или какой-то элемент героического подвига
Великий творец начал свою деятельность еще в ранней юности, когда учился в Академии художеств. Далее он трудится в мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования
Полотно выдающегося русского художника О.А.Кипренского. Глядя на произведение «Портрет мальчика Челищева» зритель задается вопросом
Настолько простая и милая картина! Она похожа даже просто на упражнение в художественной школе, но настолько симпатично всё. Плюс – очень натурально. Так и кажется, что эти одуванчики настоящие, а ещё кувшин…
В истории Руси особым был период противодействия татарской орде. Фактически на протяжении длительного времени страна пребывала в рабстве. Помимо этого и собственные князья зачастую действовали только в собственных интересах