Анализ пьесы Гроза Островского и ее героев

История создания:

Сама история начала написания пьесы, Гроза началась в 1859 году, в июле. Ее написание продолжалось всего лишь несколько месяцев, по истечении которых она была отправлена в Санкт-Петербург, именно для того чтобы ее оценили литературные критики.

Автор получил прилив вдохновения во время этнографической экспедиции по Волге. Ее главной целью было получить определенные знания о том, как на самом деле проживают и проживали коренные населения России. В основу олицетворения людей было вложено, то какими он увидел людей на самом деле. Главный город в пьесе Калинов, который является вымышленным, послужил средством описания самобытности приволжских городов. Их жизнь, а также самобытность являлись еще одним воодушевлением для Островского.

Также существует вторая теория о том, что являлось вдохновением для написания пьесы. В основу этой теории вкладывается тот самый жизненный момент, который произошел с одной девушкой по имени Александра Клыкова, которая не выдержала угнетающего чувства в доме мужа и утопилась в Волге. Ведь на тот самый момент, к девушке постоянно придиралась свекровь, а муж, который был постоянно возле «маминой юбки», просто-напросто не смог ее защитить от нападок свекрови. Но не только все усугубляло, свою роль также сыграл тот самый факт, что у Александры появился роман с почтальоном.

Смысл названия:

Слово гроза, отображало не только погодное явление, оно также выражало явление, которое яростно бушует в «темном царстве». А в центре самой пьесы как раз находились представители «темного царства», которые так и пытались расправиться со своими жертвами.

Жанр и направление:

Основным жанром данного произведения является – драма.

Направлением служит – реализм. Ведь нет на свете ничего реальнее, чем описанное из первых уст автора котором попытался передать всю самобытность того времени и места в котором он некогда оказался.

Композиция:

Вся суть композиции заключается именно в том контрасте, в котором написана данная пьеса и она состоит из 5 действий.

В самом начале, в экспозиции, автор начинает описывать вымышленный город и те персонажей, также описывает ту обстановку в которой происходят все действия.

Дальше происходи завязка.  Это тот самый момент, когда в пьесе начинает зарождаться конфликт, связанный с Катериной. Ведь именно у нее начинают появляться первые конфликты с семей.

Развитие основных действий, начинается с того как Катерина полностью отдалась другому, хоть она и понимала что поступает неверно, все же она не могла поступить иначе.

Кульминация, происходит в той самый момент, когда она уже не видит выхода кроме как смерть. Она погибает.

Развязка, Тихон и Варвара все-таки нашли в себе силы и восстали против Кабанихи за право быть свободными.

Конфликт:

Главным конфликтом является противостояние старого и новых миров.

Суть:

Заключается в том, что в старом городе Калинино, живет одна замужняя девушка по имени Катерина, живет она под тиранией своей свекрови кабанихи и с Борисом, племянником который мечтает вернуть свое наследство. Когда муж этой девушки Тихон покажет дом, она отдается своему возлюбленному. Спустя некоторое время она публично в этом признается, но, не выдержав позора, она бросается в Волгу. В конце Тихон и Варвара вступают на путь против жесткой Кабанихи.

Главные герои:

Темы:

Проблемы:

Смысл:

Главным смыслом всей пьесы является самодурство, при помощи такого названия пьесы, автор сам выводит пьесу на новый уровень, он показывает в ней силу божьей кары на те деяния которые они совершили.

2 вариант

Пьеса - драма Николая Островского «Гроза» повествует о сложной, трудной, бытовой реальности того времени.

Действие разворачивается в провинции – городе Калинове. Композиция произведения состоит из нескольких конфликтов, которые делают  структуру пьесы более сложной. Главный диссонанс заключен в противоборстве двух взглядов на мир: старого и нового. Старое мировоззрение представлено провинциальными сумасбродами Диким и Кабанихой. На стороне нового мировоззрения находятся Катерина, Борис и Тихон, ставшие жертвами первых двух персонажей. Акцент в пьесе сделан на главную героиню Екатерину, ее внутренние переживания. Они созвучны с конфликтом, возникшим между двумя сторонами. На примере этого конфликта автор хотел показать существующие настроения общества того времени.

Писатель выстроил особенную систему персонажей, что стало особенностью произведения и отличает его от подобных. Персонажи разделены на две группы: «угнетатели» и «приспособившиеся». Екатерина стоит особняков среди остальных. Ей присущи такие черты как честность, интеллигентность, свобода мысли. Это выделяет ее среди всех героев пьесы. Стоит также отметить образ персонажа Кулигина. Через него показывается позиция самого автора  отношении потребности развития прогресса в области науки и техники.

В основном тематика произведения делает акцент на подробном описании быта, нравов провинциального захолустья. Показывается его скучность, невежество, косность, скудость в плане материальных и творческих ресурсов, застой. Это скорее напоминает «болото», в котором погрязли жители Калинова. Им нравится это, о чем явно свидетельствует позиция местных самодуров.  Сам автор говорит об этом с нотками сожаления и грусти.

Не обошла стороной пьеса и тему противостояния поколений.  Поднимаются проблемы в воспитании, показывается прямое влияние семейного уклада на формирование личности. Здесь автор приводит два противоположных примера: Екатерину и Тихона. Героиня росла в культурной семье, получила образование, Тихон же постоянно находился под материнским диктатом и вырос человеком, не имеющим ни принципов, ни характера.

Чтобы наиболее ярко показать читателю характер Катерины, автор вводит в произведение философскую христианскую тематику грехопадения и раскаяния за грехи. Посредством образа главной героини он в полной мере изобразил высокую нравственность, оправдание, справедливость.

Драматическая судьба Екатерины служит способом для автора показать нравственную проблему всего человечества. Ее суть: в конфликте любви, верности, преданности со свободой русских характеров, а также – невозможности преодоления самодурства, ханжества общества того времени.

Через пьесу «Гроза» автор открывает нам свою идею о способности русского народа побороть «тьму невежества» старой жизни, способности увидеть светлый лучик будущего.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» А.Н. Островского, описывается жилой быт и нравы жителей маленького Русского городка, в давние времена. Не смотря на то, что прошло много времени, типаж людей, который описывается в драме, остается актуальным, и по сей день.

Автор четко выделил три основных типажа, которые часто встречаются в жизни: тираны – Дикой и Марфа Кабанова (Кабаниха); жертвы – Тихон, Екатерина и Дикой; независимые личности, которые прислушиваются только к себе и делают, что хотят – Варвара, Кудряш и Кулигин.

Известный городской купец Савел Дикой, каждый день и всю свою жизнь, не представляет без ругательств. Оскорбления летят в сторону слабых личностей, в материальном и духовном плане. Если человек равен ему по духу и может дать отпор, то Дикой, разговаривается с ним учтиво. Весь свой не выпущенный гнев он срывает на родных, которые прячутся от него на чердаке и в чулане, зная, что он не в духе.

Он понимает, что никчемен, не смотря на все свои отрицательные качества. Возможно, этот изъян он старается скрыть и выбрасывает весь свой гнев на других людей. Единственным человеком, который относится к Савелу хорошо и понимает его душевное состояние, является Кабаниха.

Марфу Игнатьевну Кабанову жители городка называют Кабанихой. Она относится к тиранам и манипуляторам. Воля сына полностью подчинена ей. Близкие не слышат от нее ласковых слов, только постоянные упреки и недовольства. Она ошибочно считает себя умней других и старается возвыситься над людьми.

Кабаниха часто молится и считает себя религиозной дамой, но прощать не умеет и не хочет. По ее мнению, только она права, в ней нет жалости ни к кому. Сын полностью ей подчиняется, не смея пререкаться, дочь от нее научилась лгать, а невестка покончила с собой из-за ее упреков.  

Тихон относится к категории мужчин, которых называют «маменькиными сыночками». По характеру Тихон добрый, но любил супругу и смог простить ее за измену. На него сильно влияла мать, поэтому он сбежал в другой город, не взяв с собой жену Екатерину. Этим он сам подтолкнул ее к измене. Его безразличие и безличность, спровоцировали самоубийство Кати.

Главным персонажем пьесы является Екатерина. В семье мужа ей жилось плохо, там царила тирания и постоянные упреки. Девушка выросла в атмосфере любви и свободы. Муж не показывал ей своей любви и не оказывал поддержки, поэтому Екатерина была несчастна. Она всегда мечтала о детях, мечтала летать, как птицы. Она не обучена вранью, и не приемлет лживости от других.

В своей измене она покаялась мужу, осознав, что поступила плохо. На самоубийство ее толкнул не греховный поступок, а предательство любимого Бориса. Он решился уехать из города, оставив Екатерину с деспотичной свекровью.

Родственник Дикого, Борис, был возлюбленным Екатерины. Приехав в город за наследством, он полюбил Катю. Когда настал ответственный момент он не задумываясь предал ее, уехав один не смея пререкаться с дядей.

Независимая Варвара, дочь Кабанихи научилась противостоять тиранше матери и искусно овладела враньем. К брату не испытывает уважения, из-за его мягкого характера, который подтолкнул Екатерину к измене.

Варвара хотела сделать Катю счастливой, но это привело к большой трагедии. Девушка не отчаялась и сбежала с любимым.

Гроза - анализ произведения для 10 класса

Произведение создано в драматическом жанре, повествующем о тяжелом, серьезном, бытовом сюжете, приближенным к реальной действительности.

Действие пьесы происходит в провинциальном городке под названием Калинов, явившимся собирательным образом небольших русских городов. В композиционной структуре произведения писатель рассматривает несколько сюжетных конфликтов, состоящих, в первую очередь, в противоборстве между старым и новым мировоззрениями, представленным местными самодурами Кабанихой и Диким, а также их жертвами Катериной, Тихоном, Борисом. Данное противостояние перерастает в конфликт социальной направленности в сочетании с внутренним психологическим конфликтом главной героини Катерины.

Отличительной особенностью пьесы является выстроенная писателем система героев, в которую включается образы персонажей, представленные в качестве угнетателей (Дикой, Кабаниха) и приспособившихся (Тихон, Варвара). Главная героиня пьесы изображается отдельным персонажем, поскольку отличается свободомыслием, интеллигентностью, честностью. Особенной авторской характеристикой обладает и образ Кулигина, демонстрирующего писательскую позицию в отношении необходимости развития научно-технического прогресса.

Тематическая направленность пьесы состоит в изображении национального быта и творящихся нравов жителей захолустного города Калинова, прозябающего в невежестве, бедности, однообразии и фальши. Писатель с тоской и грустью описывает суеверное, консервативное, пустое существование народа и стойкое нежелание представителей самодуров к изменению жизненного уклада.

Кроме того, пьеса поднимает проблемы воспитания в сочетании конфликтом поколений, раскрывая семейное влияние на формирование характеров героев на примере Катерины, получившей достойное образование от родителей и Тихона, ставшего под тиранией матери бесхарактерным и беспринципным человеком.

Для более яркой иллюстрации характера героини писатель использует в пьесе тему грехопадения и покаяния, рассматривая их с точки зрения философии христианства и показывая с помощью образа Катерины ее высокую нравственность, возвышение и оправдание.

Описывая трагическую судьбу героини, попавшей под деспотизм и угнетение самодуров и нашедшей выход из сложившейся ситуации в виде ухода из жизни, писатель раскрывает нравственную проблему человечества, заключающуюся в любви, преданности, верности, связывая ее с драмой совести и в то же с противоречивостью русских характеров, стремящихся к свободному независимому существованию, но не имеющих возможности преодолеть самодурство и ханжество окружающего общества.

Пьеса выражает авторскую идею о возможности русского народа, имеющего огромный жизненный потенциал и возможности, перебороть пережитки старой жизни, дикость существующих нравов и тиранию сильных мира сего, увидев в темном царстве живительный лучик светлого будущего.

Анализ 5

В центре событий произведения Екатерина Кабанова, Добролюбов присваивает ей звание «луча света в темном царстве». Девушка разительно отличается от остальных персонажей произведения. Она не желает подчинять окружающих своей воле и мимолетным желаниям, и не желает устраивать свои порядки. Ее мечта жить тихо и спокойно, не нарушая свободы окружающих людей.

Поэтому она попадает в настоящий замкнутый круг, муж обманывает окружающих и старается всем польстить, а желание свободы Екатерины приводит к настоящей катастрофе, из которой она не может выбраться собственными силами.

В город попадает Борис, который является племянником Дикого. Его мировоззрение полностью совпадает с отношением Кати к окружающему миру. Поэтому молодые люди быстро влюбляются друг в друга, Екатерина намерена разорвать отношения с мужем и уехать вместе с Борисом. Но вот Борис оказывается совершенно другим человеком, он обманывает девушку, пользуется ее чувствами. Он использует ее, чтобы заявить о собственной части на наследство. А о своих намерениях заявляет прямо в разговоре с Кулигиным.

Главный конфликт развивается благодаря Екатерине и ее отношению к окружающему миру. Она попадает в совершенно безвыходное положение, а автор противопоставляет ее другим героям, которые имеют право выбирать, кем быть и как жить дальше. Так, например, Варвара в тихую, меняет замки на калитке, чтобы встретиться с возлюбленным, а Тихон, несмотря на то, что жалуется на постоянные указания матери, все равно подчиняется им.

Вторая часть конфликта развивается на уровне идеологии. Катерина относится к новому поколению, которое намерено жить честно, но при этом свободно. Остальные же привыкли лгать и осуждать окружающих людей, они сами живут в постоянном осуждении и противоречии, они не готовы бороться за собственную свободу и любовь.

Постоянное противостояние нового и старого, противостояние времен и поколений. Даже между Борисом и Катей возникает разница, Борис воспитан в новой идеологии, а Екатерина в условиях домостроя, поэтому ее так легко обмануть, ее реальность ограничивается пределами дома, она редко покидает границы, поэтому борется за свободу в пределах установленных рамок.

Вариант 6

Знаменитое произведение «Гроза» было написано писателем после поездки по Волге в 1856 году. Островский вначале хотел создать цикл пьес про купечество в провинции, однако это ему не удалось. Но в 1859 году в свет вышла первая пьеса под названием «Гроза», где открыто и четко показана жизнь купеческой семьи и положение в ней русской женщины.

При чтении произведения читатель ожидает появление главной героини. С первых же страниц  мы знакомимся с Катериной и видим, насколько сильный характер у данного персонажа, что очень помогает противиться своенравной и жестокой свекрови. Девушку никогда не унижали таким образом, да и воспитание у нее было иное. Писатель с особой любовью рассказывает нам, как жила Катерина до замужества и как она противостоит этому бессердечному обществу. Это еще раз показывает нам, что новое общество не хочет жить по-старому. И взаимоотношения героини с Кабанихой свидетельствует о том, что здесь рассматривается одна из сторон социального конфликта. Но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть, что Катерина борется сама с собой, то есть здесь происходит духовный конфликт. Поэтому наверное произведение больше всего похоже на трагедию.

Представителями старых традиций являются Кабанова и Дикой, где особо ярко показана Кабаниха. Приверженец домостроя пытается навязать своим членам семьи определенные порядки и традиции, пытаясь добиться от всех полного подчинения. И сын женщины оказался в ее власти. Таких же порядков придерживается, и Дикой, для которого важны лишь деньги. Ярким противопоставлением в пьесе выступает Кулигин, человек новых идей  и взглядов, защищающий свой авторитет, ссылаясь на учения Ломоносова и Державина.

Присмотревшись внимательно к сцене спора самоучки-изобретателя и богатого дельца, мы увидим, как один из них пытается отстоять устои патриархального общества, а другой хочет в это проникнуть. В этом и заключается суть социального конфликта. Духовный же конфликт отчетливо виден в образе Катерины, выросшей в среде, где невозможно нарушение моральных и нравственных законов. Попадая в мир совершенно других ценностей, девушка находится в смятении. Старый уклад жизни приходит в разрушении внутри самой Катерины. Ее трагедия заключается в том, что она с такими  высокими нравственными требованиями совершенно не может приспосабливаться к жизни. Замученная укорами супруга, она признается ему в том, что встречалась с Борисом. Однако хоть Тихон и простил ее, она не находит душевного спокойствия.  Гибель Катерины показывает ее моральное превосходство над невежественными людьми.

10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы Гроза и ее героев

Анализ пьесы Гроза и ее героев

Популярные сегодня темы