Картина Григорьева «Вратарь» посвящена любимой игре мальчишек – футболу. Центральное место на картине занимает мальчик – вратарь. На вид ему 12-13 лет. Мальчик высокий, у него светлые волосы. Вратарь слегка присел, руки положил на колени. Поза вратаря напряженная, он ожидает мяч от игроков. Одет мальчик серые шорты и темный пуловер. Из-под пуловера виден ворот белой рубашки. На ногах у него коричневые носки и футбольные бутсы.
За вратарем стоит мальчик. Ему 8-9 лет. У мальчика светлые волосы. Он стоит откинувшись назад, уперев руки в бока. На нем надет красный костюм: куртка и шаровары. На ногах коричневые сандалии.
На скамье сидят болельщики. С краю скамьи сидит взрослый мужчина в синем костюме и коричневой шляпе. На нем светлая рубашка, на ногах черные ботинки. В правой руке у мужчины папка с бумагами. Возможно, он шел по делам, но не смог пройти мимо футбольного матча. Выражение лица и поза, в которой сидит мужчина, выдают в нем азартного болельщика.
За мужчиной сидят две девочки. Они не азартные болельщицы, они просто следят за игрой. Одеты они в курточки, капюшоны накинуты на голову. Штаны у одной девочки синие, у другой красные. Обувь у девочек черная.
Следующие два болельщика с интересом наблюдают за ходом игры. Мальчик в красной куртке и красной шапке пригнулся, чтобы ему было лучше видеть игру. Руки он сложил между ног. Рядом с ним светловолосый мальчик вытянул шею, чтобы ничего не пропустить. Он одет в спортивный костюм серо – голубого цвета. На груди у него приколот значок.
На краю скамьи сидит темноволосый мальчик в голубой курточке. Он обнимает маленького мальчика, скорее всего своего младшего брата. Брат одет в серое пальто и синюю шапку. На земле, в ногах у маленького мальчика, лежит черно-белая пушистая собака. Она тоже наблюдает за игрой.
За спиной у мальчишек стоит девочка в школьной форме. На голове у нее красный бант. Руки девочка уперла в бока, наверное, у нее решительный характер.
Игра в футбол идет не на специальном поле, а на пустыре. Ворота обозначены школьными портфелями. Земля неровная, немного каменистая.
Вдалеке видны высотные здания, купола церкви. Время года – осень. Это видно по желтым листьям. Погоду определить трудно, так как есть дети, одетые в осеннюю одежду, а есть, которые одеты по-летнему.
«Вратарь» Григорьева прошел испытание временем: картина появилась в 1949 году, а до сих пор нравится школьникам. Оно и понятно, ведь на ней центральная фигура – парень лет тринадцати, от которого зависит судьба матча. Главное здесь – игра, а портфели с тетрадями могут полежать и на земле.
Юный вратарь напряженно ждет мяча. Его поврежденное колено – свидетель мастерства вратаря, его напористости, желания победы. Мальчик обладает твердым характером, ведь ради любимого дела ему не страшно немного замерзнуть (все зрители тепло одеты, а он – в шортах), даже не страшно показаться нелепым в глазах красивой девочки с красным бантом. Тем более, что и она переживает за исход игры, внимательно следит за всем происходящим с рукой у бока. Наверное, девочка тоже с характером.
Убедится в том, что роль вратаря в этот момент ключевая, нам помогают напряженные лица зрителей матча. Совсем маленькая девочка, вся закутанная в платок, сидит на коленях у брата, и даже песик у ее ног не сможет отвлечь маленькую от игры. Девочка постарше держит на руках куклу, но, кажется, что вот-вот выпустит ее из рук от волнения. Они все как один устремили свои взоры на невидимый для нас мяч, пребывают в трепетном волнении: а вдруг не поймает?
Особенно ярко выражает для нас всю значимость и напряженность матча единственный взрослый на картине. Серьезный мужчина в шляпе и костюме (возможно, учитель этих ребят) оставил все свои дела, и, кажется, что готов сорваться со скамьи зрителей и помочь играть.
Несколько отделенным от остальных в своих эмоциях и цвете маленький мальчик позади вратаря. Он в красном костюме, что особо выделяет его фигуру. Кажется, что его не слишком увлекает матч. Скорее всего, он хотел тоже поиграть, но ему отвели только роль зрителя. Но малыш терпеливо ждет. А вдруг его позовут на замену? Вдруг он станет новым вратарем? Его гордая поза, стояние прямо позади действующего вратаря так и говорят: «Я тоже смогу поймать мяч»!
C. Григорьев написал картину “Вратарь” в 1949 году. На полотне запечатлён миг ожидания удара мяча в ворота. На переднем плане изображён мальчик, который стоит в центре импровизированных ворот. Граница ворот помечена школьными портфелями. Скорее всего, детвора собралась на пустыре после уроков.
Вратарь стоит, наклонившись немного вперёд, согнув ноги и поставив руки на колени. Он принял удобное для себя положение. Мальчик пристально смотрит вдаль, ожидая удара мяча в ворота. Он одет в кофту синего цвета, голубые шорты, тёмного цвета туфли. Из-под его кофты видно белоснежный воротник рубашки. На руках у него специальные перчатки. Правое колено вратаря перевязано. Возможно, он получил когда-то травму во время игры в футбол. Эта травма не помешала ему принять участие в этом футбольном матче. Вратарь понимает, что счёт в игре может зависеть от него. Ему необходимо использовать всю свою ловкость, чтобы избежать гола.
На среднем плане полотна можно также рассмотреть болельщиков. Кроме детей на картине зритель видит мужчину в синем костюме и коричневой шляпе. Он также переживает за игру, как и остальные ребята. Его фигура наклонена вперёд. У зрителя создаётся впечатление, что взрослый болельщик
сам готов выбежать на пустырь и продолжить игру.
Атмосфера напряжённости передаётся художником в каждой детали. Все болельщики смотрят в одном направлении. У зрителя создаётся впечатление, что мяч находится совсем рядом. Один из болельщиков не выдержал напряжения, выбежал за импровизированные ворота. Мальчик в красном спортивном костюме стоит за спиной вратаря, сцепив руки сзади. Недовольное лицо, его фигура, немного отклонившаяся назад, выражают протест, так как младших по возрасту мальчишек в игру не взяли. Интерес к игре заставил мальчика всё-таки остаться. Его взгляд также пристально направлен в сторону мяча. Возможно, за спиной вратаря он представляет себя участником этого футбольного матча.
Все болельщики поглощены игрой. Один из мальчиков, сидящих на бревне, нагнулся вперёд. Он хочет лучше рассмотреть самый важный момент в игре. Девочка с ярко-красным бантом стоит в уверенной позе. Возможно, она хотела тоже принять участие в игре. Самая маленькая зрительница сидит на коленях брата. Только белая собака безразлична ко всему происходящему на пустыре. Она сидит у ног маленькой девочки и спит, свернувшись калачиком.
На заднем плане полотна можно рассмотреть высокие здания города. Действие происходит в пасмурный осенний день. На картине изображены желтеющие листочки и небо, которое уже заволокло серою пеленою.
На полотне не изображены остальные игроки. Перед нами только вратарь. Мастерство великого художника заставляет зрителя почувствовать себя также болельщиком или участником серьёзного футбольного матча, переживать за его результат.
7 класс
Историческое полотно было написано вскоре после победы над нацистской Германией. Однако замысел возник у художника еще в конце 1930-х годов.
Данная картина, чётко выражает, радость от весточки, полученной мальчиком с фронта. По выражению окружающих его лиц, видно, что письмо получено, от близкого человека. Оно было долгожданным, и все рады за прочитанные мальчиком строки.
Одним из ярких и выразительных художников своего времени стал Аркадий Александрович Пластов. Его картины, среди которых есть и жанровые картины, и пейзажи, наполнены тонким чувством природы.
Попков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле.
В 1835 году, знаменитый художник Александр Иванов отправился в Италию. Так как собственных средств у него не было, то спонсорами поездки стало художественное общество, в котором он состоял