Повесть начинается с момента, когда в один из вечеров в ноябре 1851 года в аул, где живут чеченцы, въезжает Хаджи-Мурат, помощник имама Шамиля. Садо принимает у себя джигита, хотя всем было приказано убить мятежника.
В это же время из крепости Воздвиженской в караул выдвигаются солдаты во главе Пановым. Боец Авдеев ведет рассказ о том, как пропил ротные деньги, и что служить пошел вместо старшего брата по просьбе матери. Здесь же находятся караульные-чеченцы, сторонники Хаджи-Мурата. Авдеев относится к ним доброжелательно. Перед нами предстает красивое жилище в крепости, где проживает командир Куринского полка князь Воронцов. У него есть жена Марья Васильевна, одна из первых красавиц Петербурга и ее сын от прошлого брака. Новость о выходе Хаджи-Мурата застает их за карточной игрой. В эту же ночь местные жители, пытаясь очиститься перед Шамилем, хотят поймать горца. А он вместе со своим верным послушником Элдаром скачет туда, где его ожидают остальные сторонники. Чеченец ждет ответ от князя на его предложение выступить против Шамиля. Хан - Магома говорит ему, что Воронцов готов его принять с большим гостеприимством.
Ранним утром солдаты Куринского полка выходят рубить лес. Местные офицеры сидят и обсуждают гибель генерала Слепцова, отмечая смелость и отвагу молодого военачальника. Во время преследования Хаджи-Мурата, горцы тяжело ранят весельчака Авдеева. Боец так и не узнал, что ему пришло письмо от матери, где она сообщала, что от него ушла супруга. Русские солдаты, впервые увидев чеченского мятежника, отмечают его искреннюю и добродушную улыбку. Хаджи-Мурат на приеме, хоть и видел, что его хорошо принимают, но особо не доверял молодому князю и пожелал встретиться с его отцом в Тифлисе. Когда старик Воронцов встретился с ним, то понял, что Хаджи-Мурат никогда не станет его сторонником, но сейчас были такие обстоятельства, что ему пришлось соглашаться на условия чеченца. Мятежник обещал, что верно будет служить русскому государю и поможет истребить Шамиля, при этом он просил, чтобы русские помогли освободить из плена его семью. Живя в Тифлисе, чеченец посещает все светские мероприятия, отторгая жизнь русских. При этом он рассказывает, в чем заключалась его неприязнь к Шамилю. В 1852 году на аул по приказу Николая I нападают русские солдаты. Во время набега разорено жилье и убит подросток, оказывавший сопротивление.
Пока Хаджи-Мурат находится в крепости, его семья находится под угрозой. Переговоры о выкупе его родственников не имеют успешного результата. Он переезжает в Нуху, чтобы найти другой выход забрать семью у Шамиля и даже поступает на службу к государю. Потом он бежит в горы, чтобы с преданными ему людьми освободить жену и сына, так как понимал, что русские не торопятся ему помочь. Когда он свершает прогулку на коне, то убивает сопровождающих казаков. Убегая от преследовавших его русских солдат, подвергается тяжелому ранению и погибает. Отрезанную голову мятежника показывают по крепостям. И Марья Дмитриевна, женщина, у которой жил временно Хаджи-Мурат, была поражена тем, что его даже не похоронили как отважного воина.
Произведение учит нас тому, что только у жизнелюбивого человека в борьбе может проявиться жажда жить и существовать.
По жанровой направленности произведение относится к разряду философского романа с элементами мистики, основная тематика которого заключается в раскрытии проблемы
Рассказ В. В. Бианки «Латка» повествует об интересных событиях, связанных с появлением в одной семье четвероногого друга. После встречи с учителем девочка по имени Таня узнает, что от дяди Пети из Ленинграда ей досталась собачка
Произведение является короткой, живой зарисовкой напряженной жизненной ситуации, в которой в момент опасности ярко проявляются разные человеческие характеры в виде мелочности, корысти, трусости и смелости, широты души.
Лето в этом году было не совсем обычное: в конце мая зацвела сирень. На даче Сатиных прекрасным утром распустились одновременно все сорта сиреневых кустов.