По жанровой направленности произведение представляет собой драматическую оперу, включающую в себя четыре действия, основная тематика которой заключается в изображении посредством музыкального вокала исторических событий.
Сюжетное повествование разворачивается на территории Александровской слободы в шестнадцатом столетии.
Первый акт под названием «Пирушка» начинается со сцены серьезных раздумий боярина Грязного, связанных с его возлюбленной Марфой, сосватанной за другого. Для того, чтобы избавиться от тяжелых мыслей, Грязной организовывает небольшой пир, на который приглашается и его соперник, Иван Лыков, недавно вернувшийся из путешествия по европейским странам. Боярин представляет гостям свою любовницу Любашу. В конце пирушки боярин затевает разговор с лекарем Бомелием, интересуясь о возможности приготовления приворотного зелья. Услышав утвердительный ответ, Грязной делает заказ на зелье. Невидимым свидетелем этого разговора становится Любаша.
Во втором акте под названием «Приворотное зелье» представляется сцена, в которой Марфа и Любаша, возвращаясь с церковной службы, видят проезжающего мимо всадника, которым оказывается Иван Грозный, однако не узнают его. Затем Любаша обращается к лекарю за отравляющим зельем, мечтая извести Марфу, являющуюся ее соперницей. Однако лекарь в качестве платы требует ночь любви, и девушка дает согласие.
Третий акт «Дружко» начинается со сцены смотрин царем девушек, претендующих на статус его невесты. Из двух тысяч девиц наконец-то остается только двенадцать, среди которых и Марфа. Лыков начинает опасаться, что Марфа может быть выбрана царем, тогда он не сможет стать ее мужем. Однако пришедшая старушка извещает, что царь выбрал другую девушку. Грязной предлагает Лыкову отметить это событие, а также предлагает свою кандидатуру на статус свадебного дружка. При этом он наполняет бокалы, а фужер Марфы высыпает зелье. Однако Грязной не в курсе, что Любаша уже подменила отраву. Девушка выпивает напиток, а в этот момент в доме появляются бояре, которые сообщают, что царь выбрал в качестве невесты Марфу.
Четвертый акт «Невеста» начинается со сцены размещения Марфы в царских покоях в ожидании свадьбы, где девушка начинает испытывать непонятную боль. В этот момент на сцену выходит боярин Грязной, сообщающий о казни Лыкова, обвиненного в отравлении Марфы. Девушка, находясь в безумном состоянии, принимает боярина за своего жениха. Тогда Грязной не выдерживает и признается в добавлении в напиток зелья, но при этом просит призвать к ответственности и лекаря, подменившего зелье на яд. Но тут в разговор вступает Любаша и признается в содеянном преступлении, выразившемся в отравлении соперницы, и скорой смерти Марфы. Грязной в отчаянии убивает Любашу, а потом преклоняет колени перед умирающей Марфой, которая снова воспринимает его в качестве своего любимого жениха. После этого боярина арестовывают и отправляют в сопровождении опричников в темницу.
Жанровая направленность произведения представляет собой русскую лирическую песню, изложенную в стихотворном стиле.
В произведении Гоголя «Страшная месть» все события происходили на свадьбе сына есаула Горобца. Одним из гостей был его друг Данило Бурульбаш. На мероприятие он приехал с семьей
Рано утром мальчик Женя проснулся с желанием непременно сегодня выучиться читать, писать и рисовать цветными карандашами. Но дядя, лукавя, сказал, что сегодня выходной (царский) день, магазины закрыты
Ягненок приходит к ручью, чтоб утолить свою жажду. За этим занятием его застает волк, который искал добычу. Он не может просто взять и съесть ягненка, ему необходима уважительная причина